У роботі здійснено соціально-філософський аналіз соціалізації особистості в полікультурному середовищі та визначено особливості означеного процесу. На підставі аналізу основних концептуальних підходів до проблеми соціалізації останню визначено як складний, багатоаспсктиий процес засвоєння індивідом соціально-культурного досвіду шляхом його багаторівневого включення в суспільні відносини з метою формування індивідуальності як суб'єкта подальшого розвитку соціальної системи. У дисертації обгрунтовується, що культурно-історичний тип суспільства визначає специфіку процесу соціалізації. В інформаційному суспільстві особливості соціалізації пов’язані із кризою традиційних інститутів соціалізації, а включення індивіда в систему суспільних відносин доповнюється
використанням сучасних інформаційно-комунікаційних технологій, що породжує тенденції переходу як до креативиої моделі соціалізації, так і до збільшення можливостей маніпуляції свідомістю людей. Визначено специфіку і суперечності соціалізації індивіда в сучасному українському суспільстві та запропоновано можливі шляхи онтимізації зазначеного процесу.
В работе осуществлен социально-философский анализ социализации личности в поликультурной среде и определены особенности этого процесса. В ходе диссертационного исследования использованы эволюционный и компаративный подходы, которые дали возможность проанализировать специфику социализационного процесса на различных этапах общественного развития и определить его особенности в информационном обществе.
Па основе анализа основных концептуальных подходов к проблеме социализации личности как зарубежной, так и отечественной научной мысли сделан вывод, что социализация человека являет собой сложный и многоаспектный процесс усвоения индивидом социального и культурного опыта путем многоуровневого его включения в общественные отношения с целью формирования индивидуальности как субъекта развития социальной системы. Основными механизмами этого процесса определено идентификацию как способ осознания человеком принадлежности к определенной общности; интериоризацию как процесс включения социальных норм и ценностей во внутренний мир человека; экстериоризацию как деятельность индивида, в процессе которой он конструирует социальную реальность и делает ее значимой для себя и других.
Рассмотрено особенности социализации индивида в конкретно-исторических условиях и определено, что культурно-исторический тип общества определяет специфику процесса социализации. В информационном обществе эти особенности связаны с кризисным состоянием традиционных агентов социализации, а включение индивида в систему общественных отношений дополняется использованием современных информационных и коммуникационных технологий, что приводит к возникновению тенденций перехода к креативной модели социализации и одновременно к увеличению возможностей манипуляции сознанием человека.
Анализ основных тенденций развития информационного общества даст основание утверждать, что информация в современных условиях выделяется как относительно самостоятельная духовно-материальная ценность, которая определяет общественное развитие в направлении построения новых социальных отношений и обусловливает необходимость развития таких качеств личности, как: профессионализм, духовность, социальная ответственность, умение творческого построения и реализации личного жизненного проекта па основе общекультурных норм.
Определив и проанализировав основные факторы социализации личности в полікультурному среде, - позитивное влияние поликультурной среды; действенность поликультурного (культурно-исторического и социального) опыта; реальный культурный обмен (повседневное культурное взаимодействие) и социализация личности; традиции поликультурной среды как фактор социализации личности; социализационная роль языкового фактора (полизыковость в воспитании): формирование толерантности, норм жизни в мире и согласии, доброжелательность как стиль жизни и т. и.. - логично ставится вопрос об управляемости этого процесса, управления им. 11а случайность, стихию и спонтанность процесса полагаться не следует. Человек - существо социальное. Ее основные характеристики задаются обществом, которое заинтересовано в том, чтобы он (человек) формировался как личность со всеми культурными признаками, которые в нем доминируют. Именно здесь и актуализируется проблема управления процессом социализации личности в поликультурной среде, которая рассматривается в качестве стратегического задания для общества и личности.
Управление в широком понимании является объективным процессом упорядочивания систем, суть которого заключается в обеспечении целостности и позитивной направленности их функционирования, поддержания заданного режима для достижения цели путем обмена информацией между их подсистемами. Исходя из этого определения, можно констатировать, что управление социализацией личности в поликультурной среде является объективным процессом целеустремленного упорядочивания взаимовлияний основных факторов социализации с целью обеспечения желательного результата — становление толерантной, всесторонне развитой личности, способной к пониманию, общению и сотрудничеству с представителями разных народов и культур.
Определена специфика и противоречия социализации индивида и современном украинском обществе и предложены возможные пути оптимизации этого процесса.
The research deals with the social and philosophical analysis of personality socialization in a multicultural environment and determines the peculiarities of this process. The analysis of the main conceptual approaches to the problem of socialization is defined as complex, multifold learning process of socio-cultural experience through its multilevel inclusion in public relations for the formation of identity as a subject of further development of the social system. In the thesis, that cultural-historical type of society determines the specificity of the process of socialization. In the information society socialization is associated with the crisis of traditional institutions of socialization, and inclusion of the individual in social relations is complemented by modern information and communication technologies creates tendencies to move as a creative model of socialization, and to increase opportunities for manipulation of the consciousness of people. Determined is the specificity of individual socialization and contradictions in the Ukrainian society and ways of optimization of this process.