У дисертації здійснено теоретико-методологічне обгрунтування значущості запровадження інноваційно-зорієнтовапого підходу до процесу професійної підготовки студентів економічних спеціальностей. Запропоновано концепцію інтегративної стратегії інноваційного розвитку студентів економічних спеціальностей у професійній підготовці, що полягає у забезпеченні інтегративного поєднання особистісного, діяльнісного і соціального напрямів інноваційного розвитку та реалізації принципів інноваційно-зорієнтованої освіти. Визначено психологічні та педагогічні засади підготовки студентів економічних спеціальностей до інноваційної діяльності. Розроблено та експериментально перевірено модель підготовки студентів економічних спеціальностей до інноваційної діяльності. Уточнено зміст категорій «професійна підготовка», «інновація», «інноваційна діяльність», «готовність до інноваційної діяльності», структурні компоненти готовності до інноваційної діяльності (пізнавальний, мотиваційний, иоведінковий та особистісний), критерії, показники та рівні сформованої готовності майбутніх фахівців економічного профілю до інноваційної діяльності. Удосконалено методичний апарат дослідження компонентів готовності студентів до інноваційної діяльності.
В диссертации осуществлено теоретико-методологическое обоснование значимости внедрения инновационно-ориентированного подхода в процесс профессиональной подготовки в целом, экономического образования в частности. Основной целью профессионального образования при таком подходе является подготовка личности к жизни в изменяющихся условиях, реализации инновационной деятельности, развитие ее инновационных свойств.
Предложено концепцию интегративной стратегии инновационного развития студентов экономических специальностей в профессиональной подготовке, которая состоит в объединении личностного, деятельностного и социального направлений инновационного развития и реализации принципов инновационно- ориентированного образования. Такими принципами являются: принцип иитегра- тивности, который обеспечивает целостность и гармоничность развития инновационности; принцип непрерывности и постепенности развития, который способствует постоянному обновлению процесса профессиональной подготовки, ее соответствию актуальным запросам современности; принцип гуманизма, заключающийся в приоритете общечеловеческих ценностей и обеспечивает ценностную основу инновационной деятельности; принцип вариативности, обеспечивающий динамизм образовательной среды, преодоление стереотипов, и расширение возможностей; принцип социального партнерства между всеми участниками учебного процесса, обеспечивающий формирование коллективных субъектов инновационной деятельности.
Определены психологические и педагогические основы подготовки студентов экономических специальностей к инновационной деятельности. К психологическим аспектам формирования инновационной деятельности отнесено развитие индивидуальных и коллективных инновационных свойств участников инновационной деятельности. Для проявления своих творческих способностей человек должен научиться преодолевать негативное влияние среды через абстрагирование от лишних норм и правил, сосредоточение на конструктивном решении возникших проблем, отказаться от стереотипов и барьеров, стать открытым изменениям, обрести способность свободно высказывать свои мысли, импровизировать. Необходимо развивать способность к самоконтролю, умение адекватно оценивать себя, избавляться от лишних страхов и обретать уверенность в себе и своих творческих начинаниях. На уровне коллективных субъектов инновационной деятельности (студентов, преподавателей, руководства образовательного учреждения) должны быть развиты способности к межличностному взаимодействию, совместному решению проблем. Педагогический аспект состоит в обеспечении необходимых условий проявления данных инновационных свойств, создании инновационной обучающей среды, которая предполагает интенсивное межличностное взаимодействие, совместную деятельность но решению творческих задач.
Разработана и экспериментально проверена модель подготовки студентов экономических специальностей к инновационной деятельности, отражающая структуру соответствующего учебного процесса применительно к его целе- мотивационному, содержательному, организационно-технологическому и контрольно-оценочному компонентам, а также средства и условия, необходимые для реализации поставленных учебных целей.
Уточнено содержание ряда категорий педагогической инноватики. В частности, категория инновация трактуется как целенаправленное нововведение в определенной системе, которое совершенствует эту систему, приводит к ее прогрессивному развитию. Инновационная деятельность - это особый вид деятельности человека, направленный на обновление и совершенствование определенной системы, обеспечение ее прогрессивного развития. Готовность к инновационной деятельности понимается как устойчивая характеристика личности, интегральное личностное образование, состоящее из совокупности взаимосвязанных инновационных свойств. В качестве структурных компонентов готовности к инновационной деятельности рассматриваются познавательный, мотивационный, поведенческий и личностный, определяются критерии, показатели и уровни сформирован- ности готовности будущих специалистов экономического профиля к инновационной деятельности.
Усовершенствован методический аппарат исследования компонентов готовности студентов к инновационной деятельности.
Дальнейшее развитие получили отдельные положения педагогической инноватики, дидактики высшего образования относительно целей, содержания, форм и методов организации обучения в условиях введения инновационно- ориентированного подхода в профессиональном образовании.
The dissertation is dedicated to the grounding of theoretical and methodological basis of the innovation-oriented approach introduction in the professional training process students of economic specialties. The concept of an integrative strategy of innovative development of future economists is proposed. This concept consists in integrative combination of personal, activity and social directions of innovative development and innovation-oriented principles implementation. Psychological and pedagogical bases of economic specialties students’ preparation for innovative activity is determined.
The model of the preparation of students of economic specialties for innovation activity was worked out and experimentally verified. The contents of categories “professional training”, “innovation”, “innovational activity”, “willingness to innovative activity”, structural components of readiness for innovational activity (cognitive, motivational, behavioral and personal), criteria, indicators and levels of future specialists in economics readiness for innovational activity were developed. Methodological apparatus for the research of students’ readiness for innovative activity components was improved.