Дисертацію присвячено комплексному історико-філософському дослідженню специфіки раціоналістичних тенденцій в українській філософській думці XI - ноч. XVII ст. як утвердження акценту на ролі розуму в осмисленні основної парадигми того чи іншого історичного періоду. На прикладі невербальпих текстів Київської Русі доведено функціонування раціонального аспекту в художньо-образному сприйнятті дійсності. Встановлено існування в рамках культури Київської Русі апосголоподібного шляху пізнання Бога, що допускав застосування розуму в межах християнського віровчення.
Текстуально обгрунтовано раціоналістичний характер єресей XV сер.
XVI ст. (стригольники, богоміли, жидовілі, феодосіани) та поглиблено думку про те, що ідеї релігійного вільнодумства, раціоналізація таїн віри, ренесансна інтерпретація Бога, використання засобів логіки та науково-природничого знання в працях українських гуманістів є невід’ємною частиною утвердження раціоналістичних тенденцій. Розкрито зміст бінарних понять внутрішній та зовнішній розум у поглядах українських полемістів.
Диссертация посвящена историко-философскому анализу
рационалистических тенденций в украинской философской мысли XI - нач. XVII в. как утверждение акцента на роли разума в осмыслении основной парадигмы того или иного исторического периода. Специфика диссертационного исследования обусловлена особенностью подхода к двум периодам в украинской философской мысли и разным доступным количеством памяток, что требует применения культурологического подхода.
При рассмотрении историографии проблемы проанализированы ее особенности, а именно: 1) неполная исследованость философской мысли Украины XI - первой половины XVII века, что объясняется отсутствием разработки соответствующих методов и подходов к историософскому исследованию, 2) синкретизм культуры этого периода, 3) феномен двоеверия, что являет собой трансформацию христианских ценностей с языческим мировоззрением. Путем анализу философских идей, содержащихся в текстах периода XI - нач. XVII в. (литературных произведениях, летописях, житиях святых, апокрифах, политических программах) обосновывается понятийная матрица исследования рационалистических тенденций в украинской философской мысли, в которую входят такие ключевые понятия: разум, ум, мудрость, свет, бинарные понятия внутренний и внешний разум, философия, знания, приобретащие новое понимание в процессе развития культурно-исторических периодов и формирующие со временем рационалистическую традицию.
Исходя из методологического подхода М.Громова о трех доминирующих методах освоения действительности в философской мысли Киевской Руси - художественном, символическом и научном, существующих потенциально в форме «тенденций», исследуются главные аспекты рациональности путем анализа художественно-образного, мистического и научного познания. На примере невербальных текстов Киевской Руси доказано функционирование рационального аспекта в художественно-образном восприятии действительности. Проанализированы два пути богопознания: катафатический и апофатический, в частности рассматривается идея В.Горского о апостолоподобии и ангелоподобии на материале «Киево-Печерского патерика». Изучаются идеи Григория Богослова, Григория Нисского, Климента Охридского, Псевдо-Дионисия Арсопагита и других Отцов Церкви, чьи произведения были распространены в то время. Исследуется возникновение и формирование научного знания.
В диссертации анализируется рациональное осмысление действительности, Бога, Святого Писания представителями еретических движений и украинскими гуманистами. На основе текстологической реконструкции ересей рационалистического (жидовствующие, феодосианы) и мистико-ационалистического (стригольники, богомилы) характера исследуется их влияние па формирование рационалистических тенденций в украинской философской мысли XV - сер. XVI в. Доказывается взаимосвязь рационалистических тенденций с переводными произведениями киевского кружка книжников («Логика Авиасафа» или «Киевская логика», «Аристотелевы врага» и др.), Андрея Курбского («Диалектика» Иоанна Дамаскина и «Трактат из логики И.Спангенберга»), их влияние на формирование мировоззрения украинских мыслителей, прежде всего в вопросах отношения разума к моральным качествам, достоинствам человека. Осуществлен анализ понятий духовный и плотский ум. как противостояние двух традиций - византийско-православной патристики и ренессансного неоплатонизма, что повлияло на отношение к действительности и культурный процес [процесс] через соотношение принципов действия (actio) и созерцания (factio).
В результате исследования доказано функционирование рационального аспекта в восприятии действительности на примере художественно-образного познания в духовной культуре Киевской Руси; выявлено, что в философской культуре Киевской Руси берут начало два пути богопознания, идеалы святости: апостолоподобие и ангелоподобие, которые несли за собой практику различных добродетелей - разумность (образованность) и смиренномудрие; исследовано зарождение научного знания в период XI - XIII века, которое также влияло на формирование рационалистических тенденций, в частности использование элементов объективности, точности, логичности в жанрах летописей и хождений, в произведениях Кирика Новгородца; влияние письменно-книжной культуры на развитие рационального мышления; текстуально обоснован рационалистический характер ересей XV - нач. XVI в. (стригольники, богомолы, жидовствующие, феодосианы), эксплицировано содержание бинарных понятий внутренний и внешний ум, определено элементы рационального дискурса в украинской полемической литературе.
The thesis is devoted to the complex historical-philosophical investigation of the specificness of the rationalistic tendencies in the Ukrainian philosophical thought of the XI - early XVII centuries as consolidation of the accent on the role of the mind in the comprehension of main paradigm of this or that historical period. The nonverbal texts of Kyiv Rus’ were taken as an example to prove the functioning of the rational aspect in the art-figurative perception of the realities. The existence of the apostolic-like way of cognizing God, which allowed application of the mind within the Christian doctrine, is ascertained.
The rationalistic character of the heresies of the XV - early XVI centuries (strygolnics, bogomils, zhydovils, feodosians) is textually proved and the thought of that the ideas of religious free-thinking, rationalization of the belief mysteries, renaissance interpretation of God, use of the means of logic and scientific-natural knowledge in the works of the Ukrainian humanists are an integral part of consolidation of the rationalistic tendencies, is deepened. The content of the binary notions outer and inner mind in the views of the Ukrainian polemists of the XVI - early XVII centuries is exposed.