У дисертації науково обґрунтовано розвиток логічного мислення учнів основної школи в процесі навчання фізики. Визначено загальне співвідношення логічного й інших видів мислення в навчанні фізики учнів основної школи. На основі теоретичної моделі структури фізичної задачі визначено роль і місце логічного оператора у розв’язку фізичної задачі. Розроблено нові дидактичні засоби розвитку логічного мислення в навчанні фізики, комп’ютерне забезпечення та методика їх використання, методичні прийоми, які складаються з діагностичних та навчально-корекційних завдань тестового характеру, вправ на актуалізацію логічних операцій та узагальнених розумових дій на навчальному фізичному матеріалі, фізичних задач і завдань з логічним навантаженням. Основні результати дослідження впроваджено в процес навчання фізики учнів загальноосвітньої школи.
Актуальность проблемы исследования вытекает из замены пояснительно-иллюстративного подхода к обучению основам наук личностно-ориентированным. Нами проанализировано проблема развития логического мышления учащихся основной школы традиционными методами, выявлены противоречия между требованиям общества к уровню развития логического мышления и состоянием его теоретического и методического обеспечения в теории и методике преподавания физики.
В диссертации на основе определения общего соотношения логического и других видов мышления у учащихся основной школы, роли и места логического оператора в процессе решения физической задачи, уточнения понятия логической задачи по физике, физических задач с логической нагрузкой были разработаны дидактические средства развития логического мышления в преподавании физики и методика их использования. Преподаватели общеобразовательных школ получили возможность использовать данную методику для диагностики уровня развития логического мышления учащихся. Методика исследования развития логического мышления учащихся при обучении физики предусматривает: определение основных показателей уровня логического мышления учащихся, необходимых критериев и способов их измерения; модернизацию, разработку дидактических средств, инструментария для определения умений учащихся выполнять логические операции и обобщенные умственные действия; обоснование и внедрение шкалы достижений учащихся с целью исследования изменений в развитии их логического мышления; определения психолого-педагогических условий, разработку методики развития логического мышления учащихся средствами физики основной школы.
Подробно проанализированы психолого-педагогические условия развития логического мышления учащихся основной школы средствами физики: привлечение учащихся к участию в самостоятельном и активном познании путем постановки и решения задач; привлечение учащихся к рефлексии на основные логические операции в процессе решения специальных тестовых заданий и задач с логической нагрузкой; готовность учителя к педагогическому управлению процессом развития умственной деятельности соответственно онтогенетических психофизиологических закономерностей развития учащихся и логике процесса естественно-научного познания. Всесторонне и основательно описана организация и этапы педагогического эксперимента. Основные результаты исследования внедрены в практику работы учителей физики. Разработанные рекомендации и задания тестового характера имеют общий характер и пригодны для реализации при изучении предметов естественного цикла.
The development of the secondary school pupils' logical thinking when teaching Physics is studied in the research work (theses, dissertation)/ General correlation of logical and other types of thinking was analysed and determined. The role and place of logical operator in the development of physics tasks was determined on the basis of the theoretical model of the physics task structure.
For the first time there was worked out the didactic means of the development of the secondary school pupils' logical thinking when teaching Physics, Which are the result of the diagnostical and teaching-correcting tasks of a test character; tasks aimed of the development logical operations, generalization of mental activity on the basic of the research physics, logical tasks. The main results of the research work are introduced and used in teaching secondary school pupils' physics.