Дисертацію присвячено дослідженню особливостей статеворольової ідентичності в розумово відсталих дівчат-підлітків. Охарактеризовано стан розробленості проблеми статі й гендеру, статевої ідентичності в психолого-педагогічній літературі; визначено структуру статеворольової ідентичності, описано особливості формування та порушень статеворольової ідентичності в дівчат-підлітків у нормі та з розумовою відсталістю. Визначено критерії й рівні сформованості статеворольової ідентичності, описано варіанти можливих порушень у поведінці та соціалізації розумово відсталих дівчат-підлітків унаслідок порушень при формуванні статеворольової ідентичності. Проведено експериментальне дослідження, що довело ефективність розробленої корекційно-розвивальної програми та психолого-педагогічних умов, спрямованих на формування статевої свідомості та відповідної статі поведінки.
Диссертация посвящена исследованию особенностей полоролевой идентичности умственно отсталых девочек-подростков. Изучена проблема полоролевой идентичности, определены ее составляющие и механизмы формирования. Изучен аспект полоролевого развития в онтогенезе, детерминанты, влияющие на формирование полового сознания. Проанализированы особенности формирования полоролевой идентичности у девушек подросткового возраста. Описаны исследования, имеющиеся в специальной психологии относительно полоролевой идентичности девушек с умеренной умственной отсталостью, проживающих в интернатных учреждениях. Проанализированы причины возможных нарушений полоролевой идентичности у девочек-подростков в норме и с умственной отсталостью. Определена структура идентичности, выделены компоненты, критерии и показатели, охарактеризованы уровни ее сформированности, Результаты применения ряда методик дали возможность проанализировать причины и особенности развития полоролевой идентичности, определить возрастные периоды ее становления у умственно отсталых девушек-подростков. Выявлена зависимость состава семьи с показателями полоролевой идентичности, соотношение феминности на гормональном уровне с уровнем интеллектуального развития. Рассмотрены варианты возможных нарушений в поведении и социализации умственно отсталых девочек-подростков, связанные с нарушениями в формировании идентичности. Проведено экспериментальное исследование, доказавшее эффективность разработанных условий психологопедагогических мероприятий, направленных на формирование полоролевой идентичности, а именно, принятие себя и своего пола, изучение полотипизированных стереотипов поведения, формирование феминности у девушек, умения взаимодействовать с членами семьи, решать проблемные задачи. Девушкам также были предложены упражнения, направленные па овладение навыками асертивного поведения, помогающего отстоять свою позицию и не стать жертвой насильственных воздействий. Внедренная психолого-педагогическая программа внесла коррективы в тактику поведения и показатели социализации умственно отсталых девушек, наиболее эффективной она оказалась для девушек старшего подросткового возраста. Девушками были усвоены нормы поведения, значительно снизился уровень фрустрации, который вызывал агрессию или пассивность поведения. Для учителей, родителей и психологов были разработаны рекомендации, направленные на ослабление воздействия органических потребностей умственно отсталых девушек, а также на формирование у них социально принятого феминного поведения и нравственных норм.
The dissertation is devoted to the study of the characteristics of gender-role identity of mentally retarded female teenagers. The research characterizes the development status of the sex. gender and gender identity issues in psychological and pedagogical literature, defines the structure of gender-role identity and describes features of the formation and defects of genderrole identity of normal and mentally-retarded female teenagers. The study determines the criteria and levels of the formation of gender-role identity, describes variants of possible deviations in behavior and socialization of mentally-retarded female teenagers due to defects during the formation of gender-role identity. An experimental study was conducted, which proved the efficiency of the developed system of psychological and pedagogical procedures, aimed at the formation of gender consciousness and gender respective behavior.