Дисертаційне дослідження присвячене проблемі обґрунтування і розробці критеріїв оцінювання знань, умінь та навичок учнів, методики контролю процесу та результатів проектно-технологічної діяльності, формування навичок самоконтролю та самооцінки школярів на уроках трудового навчання в процесі виконання творчих проектів.
У дисертації розкриваються зміст та структура понять .діагностування”, „контроль”, „перевірка”, „оцінювання”, “облік”, на основі чого обґрунтовуються сутність процесу діагностування, його принципи, функції, методи під час виконання творчих проектів. Визначено критерії оцінювання навчальних досягнень учнів у процесі проектно-технологічної діяльності, які включають: критерії оцінювання процесу виконання творчого проекту і критерії оцінювання його захисту з метою підвищення об’єктивності оцінювання навчально-трудової діяльності учнів. Розроблено методику контролю процесу проектно-технологічної діяльності школярів, яка базується на поєднанні оптимальних форм та методів контролю, методику формування навичок самоконтролю та самооцінки школярів 5-9 класів на уроках трудового навчання.
Усі положення теоретично обґрунтовані та експериментально перевірені в процесі навчання.
Диссертационное исследование посвящено проблеме обоснования и разработке критериев оценивания знаний, умений и навыков школьников, методики контроля процесса и результатов проектно-технологической деятельности, методики формирования навыков самоконтроля и самооценки учащихся на уроках технического и обслуживающего труда с целью повышения уровня объективности и повышения эффективности процесса диагностирования учебных достижений учащихся 5-9 классов.
В диссертации раскрывается содержание и структура понятий «диагностирование», «контроль», «проверка», «оценивание», «учет», на оснований чего обосновываются сущность процесса диагностирования при выполнении творческих проектов. Установлено, что кроме традиционных составляющих: контроль, проверка, оценка знаний и умений, диагностика включает и их анализ, выявляет динамику, тенденции, прогнозирование дальнейших результатов учебно-трудовой деятельности. Определены принципы и функции процесса диагностирования и контроля учебных достижений.
Разработаны критерии оценивания учебных достижений школьников в процессе проектно-технологической деятельности, которьіе состоят из критериев оценивания творческого проекты и критериев оценивания его защиты с целью повышения объективности процесса оценивания учебно-трудовой деятельности учащихся. Критерии оценивания творческого проекта используются на организационно-подготовительном, конструкторском и технологическом этапах, а критерии защиты творческого проекта - на заключительном.
Установлено, что самоконтроль является важной составляющей частью процесса самостоятельной деятельности школьников при выполнении объекта проектирования и проектно-технологической документации. Разработана методика формирования навыков самоконтроля и самооценки учащихся 5-9 классов на уроках трудового обучения. Самоконтроль помогает учащемуся самостоятельно разобраться в том, как он овладел знаниями, проверить правильность выполнения учебных и трудовых операций путем обратных действий. Следствием самоконтроля учащихся является самооценка. Самооценка школьников может быть:
1) заниженной; 2) адекватной; 3) завышенной.
Разработана методика контроля процесса проектно-технологической
деятельности школьников, которая основывается на оптимизации форм и методов контроля. В зависимости от этапа выполнения творческого проекта, специфики и сложности объекта проектирования, условий организации проектно-технологической деятельности целесообразно использовать такие формы контроля: индивидуальная, парная, групповая, фронтальная и комбинированная.
Для повышения эффективности использования методов контроля по результатам учебно-трудовой деятельности школьников необходимо руководствоваться научными основами подбора этих методов, охарактеризовав такие их параметры, как объективность, надежность и валидность метода. Проведен анализ положительных и отрицательных сторон использования того или иного метода на каждом этапе проектирования и выполнения объектов деятельности. В разработанной методике контроля учебных достижений учащихся 5-9 классов на уроках трудового обучения методы контроля условно делятся на: методы активного контроля и методы пассивного контроля. Основным критерием деления методов является характер взаимодействия учителя и ученика в процессе контроля.
Рассмотрен и проанализирован процессе использования компьютерной техники во время проверки теоретических знаний на уроках трудового обучения, что позволяет оперативно и своевременно получать информацию о готовности учащихся основной школы к выполнению объекта проектирования и изготовления проектно-технологической документации. Проанализированы позитивные стороны использования компьютеров при проверке готовности школьников к исполнению творческих проектов.
Также выявлены некоторые отрицательные стороны и недостатки применения информационных технологий во время контроля знаний школьников. Они состоят в том, что иногда учащиеся, ссылаясь на субъективность оценивания учителя, предпочитают иметь дело с компьютером во время проверки их знаний. Кроме того, большинство доступных тестовых программ для контроля имеет ряд недостатков: низкое их качество ухудшает результаты анализа процесса контроля; непредвиденное использование локальной сети позволяет школьникам несанкционированно изменять результаты оценивания. Снижение уровня демонстрации успеваемости может отрицательно повлиять на школьников, которые демонстрируют свои успехи другим. Установлено, что структурной системой компьютерного контроля является набор средств, которые составляют его информационную среду и функциональную схему.
Представлены результаты опытно-экспериментальной работы.
Все положения теоретически обоснованы и экспериментально проверены в процессе обучения.
The thesis is devoted to the problems of the substantuation and criteria development of pupils’ knowledge and skill assessment, the methods of the process control and project- technological activity results, the formation of self-control and self-assessment skills of pupils at the lessons of labour training in the process of project development. The thesis specifies the meaning and structure of such notions as “diagnostics”, “assessment”, “registration” on the bases of which the essence of diagnostics process, its principles, functions, methods of project development are well-grounded. It determines the assessment criteria of pupils’ academic achievements in the process of project- technological activities that include the following: the assessment criteria of the project development process and its defence assessment criteria of the improved odjective assessment of pupils’ acalemic labour training.
The control methods of pupils’ project-technological activities based on the control forms and methods optimization, methods for the self-conrol and self-assessment skill formation of 5 - 9 formers at the lessons of labour training are elaborated.
Every princihle proposition is well-grounded and experimentally tested in the process of training.