Дисертацію присвячено дослідженню проблеми формування у майбутніх митників англомовної компетенції у професійно орієнтованому діалогічному мовленні. У роботі теоретично обгрунтовано, розроблено й експериментально перевірено методику навчання студентів-митників ведення фахових діалогів англійською мовою. Виявлено сучасні тенденції професійно орієнтованого навчання діалогічного мовлення майбутніх митників. Визначено об'єкти особистісного та діяльнісного розвитку студента-митника в курсі професійно орієнтованої дисципліни “Іноземна мова”. Проаналізовано комунікативні, психологічні й мовні особливості фахового діалогічного мовлення митників. Акцептовано розроблення викладачем іноземної мови мультимедійних навчальних матеріалів для самостійної роботи студентів. Визначено цілі та конкретизовано складники змісту професійно орієнтованого навчання англійського діалогічного мовлення майбутніх митників. Уточнено етапи й розроблено підсистему вправ для навчання студентів фахового діалогічного мовлення. Розроблено модель відповідного навчання в умовах кредитно-модульної системи. Експериментально перевірено й обгрунтовано ефективність пропонованої методики формування англомовної професійно орієнтованої компетенції у діалогічному мовленні майбутніх митників. Сформульовано відповідні методичні рекомендації для викладачів іноземних мов.
Диссертация посвящена проблеме формирования у студентов-таможенников англоязычной профессионально ориентированной компетенции в диалогической речи. В работе теоретически обоснована, разработана и экспериментально проверена методика обучения будущих таможенников ведению диалогов на английском языке. Проанализировано современное состояние преподавания иностранного языка в вузах, в частности формирование у студентов неязыковых специальностей иноязычной коммуникативной компетенции. Среди позитивных тенденций - профессиональная ориентация процесса обучения иностранному языку, деловая игра как его организационная форма, образовательная автономия студента, обеспечение его самостоятельной работы по иностранному языку мультимедийными средствами обучения. В контексте личностно-деятельностного подхода выделены объекты развития студента-таможенника в процессе его профессионально ориентированного обучения иноязычной диалогической речи: профессиональные мотивы, когнитивные процессы, участвующие в овладении диалогической речью, эмоционально-волевые качества, знания, навыки и умения профессионально ориентированной компетенции в диалогической речи, а также учебной компетенции. Эти объекты соотнесены с целями обучения профессионально ориентированному иностранному языку будущих таможенников. Практическая цель предполагает формирование профессионально ориентированной компетенции в диалогической речи; образовательная цель - учебной компетенции; воспитательная цель - профессиональных мотивов; развивающая цель - развитие когнитивных процессов и эмоционально-волевых качеств студентов. Дано определение понятия “профессионально ориентированный иноязычный диалог будущего таможенника”. Охарактеризованы информационно-коммуникационные технологии как современное средство профессионально ориентированного обучения иностранному языку студентов неязыковых специальностей, в частности акцентирована разработка преподавателем иностранного языка мультимедийных учебных материалов для самостоятельной работы студента. Конкретизировано содержание профессионально ориентированного обучения англоязычной диалогической речи студентов-таможенников: сферы, темы и ситуации профессионального общения, профессиональные и социальные роли, языковой и речевой материал, речевые навыки и умения диалогической речи, социокультурные знания, навыки и умения, учебные умения и рациональные учебные приемы, профессиональные знания, навыки и умения. В качестве учебного материала отобраны профессионально ориентированные диалоги, в частности диалоги-расспросы и диалоги-предложения. Уточнены этапы обучения студентов-таможенников профессиональному англоязычному диалогу: подготовительный этап, на котором студенты приобретают профессиональные и языковые знания (первый компонент профессионально ориентированной компетенции в диалогической речи), и основной этап. Последний включает нулевой и первый подэтапы - студенты овладевают речевыми навыками реплицирования и составления диалогических единств (второй компонент профессионально ориентированной компетенции в диалогической речи): второй подэтап - студенты овладевают речевыми навыками составлять минидиалоги (третий компонент профессионально ориентированной компетенции в диалогической речи) с использованием различных опор; третий подэтап — студенты овладевают речевыми умениями вести профессиональный диалог (четвертый компонент профессионально ориентированной компетенции в диалогической речи). Обоснована и разработана подсистема упражнений для приобретения профессиональных декларативных и процедурных знаний, языковых знаний, формирования речевых навыков и развития речевых умений вести профессиональные диалоги на английском языке. Смоделирован соответствующий процесс обучения студентов в условиях кредитно-модульной системы организации учебного процесса. Экспериментально проверена эффективность предложенной методики обучения. Эксперимент проходил на базе Национального транспортного университета (г. Киев) в трех группах второкурсников факультета транспортных и информационных технологий. Основная цель экспериментального обучения предполагала выявление наиболее эффективного варианта модели обучения при овладении студентами речевыми навыками составлять минидиалоги: обучение является эффективным при использовании студентами вербальных опор (I вариант), изобразительных опор (II вариант), смешанных опор (III вариант). Дополнительная цель экспериментального обучения предполагала определение целесообразности подготовительного этапа - аудирования студентами диалога-образца в аудитории под руководством преподавателя. Сформулированы методические рекомендации для преподавателей иностранного языка по обучению будущих таможенников профессионально ориентированной англоязычной диалогической речи.
The thesis is dedicated to the formation of professionally oriented competence in English dialogical speech of the second-year students - the future customs officers. The methodology of formation of professionally oriented competence in English dialogical speech of future customs officers was theoretically substantiated, developed and experimentally verified. Modern tendencies in professionally oriented education of dialogical speech of future customs officers were found. Objects of personal and activity development of student - customs officers in course of professionally oriented discipline "Foreign Language” were defined. Communicative, psychological and language features of professionally dialogical speech of customs officers were analyzed. Development of multimedia teaching materials for the students’ independent work was accented by the teacher of foreign language. Goals were defined and components of content of professionally oriented teaching of English dialogical speech of future customs officers were defined. The stages were specified and subsystem of exercises for teaching of professionally dialogical speech was developed. The model takes into account the Credit Transfer and Accumulation System. The effectiveness of the suggested methodology has been verified and confirmed in the course of experimental teaching. Methodological recommendations for developing professionally oriented competence dialogical speech in future customs officers have been suggested.