У дисертації подано визначення «професійна підготовка соціальних педагогів до роботи з прийомними сім’ями», охарактеризовано зміст діяльності соціального педагога з прийомними сім’ями. Визначено компоненти, критерії, показники та рівні готовності студентів до роботи з прийомними сім’ями. Обгрунтовано та упроваджено соціально-педагогічні умови і організаційно-педагогічне забезпечення підготовки майбутніх соціальних педагогів до роботи з прийомними сім’ями.
Диссертационная работа посвящена изучению проблемы профессиональной подготовки будущих социальных педагогов к работе с приемными семьями. Осуществлен теоретический анализ понятий «подготовка» та «профессиональная подготовка», «содержание подготовки будущих социальных педагогов», а также представлена авторская трактовка понятий «профессиональная подготовка социальных педагогов к работе с приемными семьями» и «готовность студентов к работе с приемными семьями». Определено теоретические основы подготовки социальных педагогов в Украине. Представлены технологические основы функционирования приемных семей и основные особенности деятельности социального педагога на каждом из этапов работы с приемной семьей. Охарактеризована сущность приемной семьи как социально-педагогического явления, на основе этого уточнена сущность понятий «создание» и «функционирование приемных семей». Уточнено перечень и содержание функций, а также совокупность заданий, которые реализует социальный педагог в процессе работы с приемными семьями. Проведен анализ учебно-методической литературы, документации (образовательно-квалификационной характеристики, образовательнопрофессиональной программы, учебных планов, учебных программ) специальности «Социальная педагогика», что позволило установить перечень знаний и умений, необходимых социальному педагогу на каждом из этапов работы с приемными семьми. Определены компоненты (теоретический, практический и мотивационный) критерии (научно-теоретический, технологический, личностно-мотивационный), показатели и уровни (низкий, ниже среднего, средний, достаточный, высокий) готовности социальных педагогов к работе с приемными семьями. В результате анализа проблем теории и практики профессиональной подготовки социальных педагогов определены, разработаны и научно обоснованы социально-педагогические условия профессиональной подготовки будущих социальных педагогов к работе с приемной семьей: дополнения содержания основных дисциплин в контексте подготовки будущих социальных педагогов к работе с приемными семьями; внедрение учебного курса «Социальное сопровождение приемных семей»; формирование умений и практических навыков по работе с приемными семьями в ходе практических занятий и прохождения практик; усовершенствование программ практик и дополнение их соответствующими профессионально направленными заданиями. Обосновано организационно-педагогическое обеспечение подготовки социальных педагогов в высших учебных заведениях к работе с приемными семьями путем выполнения специальных заданий, организации различных форм работы (рекламно-информационная кампания «Чужих детей не бывает», мастер-классы, программы школы для приемных родителей и др.).
The thesis presents the definition of «training social workers to work with foster families», characterized the activity of social pedagogy with foster families. Defined components, criteria, indicators and readiness of students to work with foster families. Substantiated and introduced social and pedagogical conditions and organizational and pedagogical training of future social workers working with foster families.