У дисертації здійснено теоретичний аналіз наукових джерел дослідження сумління та сумлінності особистості; визначено сутність поняття «сумлінність особистості юнацького віку»; теоретично обґрунтовано структуру зазначеного утворення; прослежено його генезу в період дитинства та дорослішання. Експериментально досліджено вікові відмінності сумлінності особистості в ранньому та пізньому юнацькому віці, презентовано модель її ґенези. Обґрунтовано критерії (усвідомлені моральні переконання, ціннісні ставлення, просоціальні вчинки), показники та рівні (високий, середній, низький) розвитку сумлінності особистості юнацького віку, визначено гендерні особливості розвитку структурних компонентів цього морального утворення в юнаків та дівчат. Розроблено програму психологічного супроводу оптимізації розвитку сумлінності особистості юнацького віку, доведена доцільність та ефективність впровадження психологічної програми та соціально-психологічного тренінгу з метою активізації розвитку зазначеного морального утворення. Розроблено методичні рекомендації практичним психологам, педагогам у виховній роботі з юнацтвом з метою досягнення ними більш вищих рівнів розвитку сумлінності.
Диссертация посвящена изучению особенностей формирования совестливости как стойкого морального качества, а также исследованию структурных компонентов этого образования в раннем и позднем юношеском возрасте. Результаты теоретических и эмпирических исследований по проблеме развития совестливости юношей и девушек позволили сформулировать понятие совестливости личности в юношеском возрасте, которое связано с актуализацией моральной саморегуляции поведения соответственно с ценностным отношением к общечеловеческим моральным нормам. В ходе проведенного анализа установлено, что рефлексивный компонент совестливости личности раннего юношеского возраста включает в себя моральные знания, приобретенные моральные ценности, моральную рефлексию на уровне конвенционной морали и ситуативную моральную саморефлексию. В позднем - моральные знания, присвоенные моральные ценности, моральную рефлексию на уровне автономной морали, стойкую моральную саморефлексию. Чувственно-оценочный компонент совестливости личности в раннем юношеском возрасте характеризуется моральными чувствами с проявлениями стыда, вины, раскаяния, непосредственными сопереживаниями, доминирующей завышенной и адекватной моральной самооценкой, преобладающим ценностным отношением к себе. В позднем -чаще моральными чувствами с проявлениями совестливости, непосредственными и опосредованными сопереживаниями, доминирующей адекватной и завышенной моральной самооценкой, преобладающим ценностным отношением к другим. Регулятивный компонент совестливости личности в раннем юношеском возрасте включает моральный выбор на основе стойкого отношения к моральным нормам, доминирующую ответственность за себя, чем за других, эмоциональный самоконтроль, моральную регуляцию поведения. В позднем — моральный выбор на основе либерализированного отношения к моральным нормам, доминирующую ответственность за других, чем за себя, социальный и эмоциональный самоконтролем, моральную саморегуляцию поведения. Формирование структурных компонентов совестливости личности в юношеском возрасте имеет гендерные особенности. По результатам проведенного исследования феномена совестливости юношей и девушек были определены показатели и уровни (высокий, средний и низкий) развития, обоснование которых строилось на основе таких критериев, как осознанные моральные убеждения, ценностные отношения, просоциальные поступки. Доказана целесообразность и эффективность применения программы психологического сопровождения, способствующей активизации субъектной активности в плоскости морального развития и формирования совестливости как стойкого морального образования. Полученные в ходе исследования результаты могут быть использованы в психодиагностической и развивающей работе практическими психологами, преподавателями, родителями с целью активизации формирования совестливости у юношей и девушек.
Tire theoretical analysis of scientific sources of research of conscience and honesty of personality is earned out in the dissertation; essence of concept "honesty of personality of youth age" is certain; the structure of the marked formation is reasonable in theory; his genesis is traced in tire period of childhood and maturing. The age-old differences of honesty of personality are experimentally investigated in early and late youth age, the model of its genesis is presented. Criterias (realized moral persuasions, valued relations, pro-social acts), indexes and levels (high, middle, low) of development of honesty of personality of youth age are reasonable, the gender features of development of structural components of this moral formation are certain for boys and girls. Tire program of psychological accompaniment of optimization of development of honesty of personality of youth age is worked out, well-proven expediency and efficiency of introduction of the psychological program and social psychological training with the aim of activation of development of the marked moral formation. Methodical recommendations are worked out to the practical psychologists, teachers in educator work with youth with the aim of achievement by them more higher levels of development of honesty.