У дисертації проаналізовано сутність основних тенденцій розвитку освіти й педагогічної думки Півдня України (території Одеського навчального округу) другої половини XIX- початку XX ст. У роботі визначено соціально-економічні передумови становлення освітньої системи регіону, висвітлено проблему розвитку системи освіти Півдня України, представлено результати дослідження особливостей діяльності навчальних закладів елементарної, загальної, професійної, вищої ланок освіти, навчальних закладів з підготовки педагогічних кадрів. Представлено результати аналізу поглядів і освітньої діяльності визначних та маловідомих представників педагогічної теорії та практики Півдня України (А. Готалова-Готліба, М.Завадського, І. Казаса, М. Корфа, М. Ланге, Я. Новицького, М. Поля, М. Пирогова, Ф. Хартахая, С. Черкасенка, Б. Штерна,). Розкрито особливості реалізації педагогічних ідей прогресивних представників педагогічної думки Півдня України в діяльності освітніх закладів регіону.
Диссертация посвящена раскрытию проблемы сущности основных тенденций развития образования и педагогической мысли Юга Украины (территории Одесского учебного округа) второй половины XIX — начала XX ст. Выбор темы исследования обусловлен необходимостью дальнейшей разработки теоретико-методологических проблем формирования образовательного пространства Украины на основе «диалога культур», актуальностью аналитического изучения педагогического опыта пришлого, важностью использования его положительных результатов в практике создания отечественной образовательной системы. В первом разделе изложены результаты анализа научно-теоретических и социокультурных основ развития образования и педагогической мысли Юга Украины исследуемого периода; раскрыты социально-экономические предпосылки становления и развития образовательной системы региона. Проанализированы реформы 60-70-х гг. XIX вв. и их влияние на развитие образования, раскрыта сущность правительственной политики в области образовательных вопросов эмигрантов и коренного населения региона. Значительная часть раздела посвящена анализу социокультурных условий создания и функционирования учебных заведений многочисленных этнических и конфессиональных групп региона во второй половине XIX - начале XX вв. Освещена проблема ретроспективы становления образования Юга Украины в исследованиях современных ученых. Во втором разделе раскрыта проблема становления и развития системы образования Юга Украины исследуемого периода. Представлены результаты исследования особенностей деятельности начальных и общеобразовательных учебных заведений (начальных уездных и сельских школ, церковнопарафиальных и епархиальных училищ, земских школ, учебных заведений этнонациональных групп Юга Украины - талмуд-торов, немецких, гуттерских, болгарских школ); учебных заведений профессионального звена системы образования (коммерческих, сельскохозяйственных, фельдшерских, зубоврачебных, музыкальных школ, ремесленных училищ, немецких и менонитских центральных училищ, еврейских общественных и частных школ); учебных заведений по подготовке педагогических кадров (семинарий, учительских курсов и классов); высших учебных заведений. В третьем разделе проанализированы взгляды и образовательная деятельность выдающихся и малоизвестных представителей педагогической теории и практики Юга Украины (А. Готалова-Готлиба, М.Завадского, И. Казаса, М. Корфа, М. Ланге, Я. Новицкого, М. Поля, М. Пирогова, Ф. Харгахая, С. Черкасенко, Б. Штерна). Раскрыты особенности реализации педагогических идей прогрессивных представителей педагогической мысли Юга Украины в деятельности образовательных заведений региона, освещены особенности педагогической деятельности представителей этноконфессиональных групп Юга Украины. Показана динамика их образовательных поисков на протяжении исследуемого периода, влияние на них прогрессивных педагогических идей К. Ушинского.
This thesis focuses on the analysis of the essence of South Ukrainian Education and Pedagogical thought basic tendencies (the territory of Odessa educational area) of the second half of the 19th - the beginning of 20th century. The social-economic preconditions of regional educational system formation are defined. The problem of South Ukrainian educational system development under polyethnic conditions is studied. The results of the research of regional educational institutions activity arc presented. The charecteristic of the system of pedagogical specialists' training is revealed. The results of the analysis of pedagogical theory and practice of famous and unknown representatives views and educational activity in Southern Ukraine are represented (A. Gotalov-Gotlib, M. Zavadskij, I. Kasas, M. Korf, M. Lange, Y. Novitskyi, M. Pol, M. Pyrogov, S. Cherkasenko, B. Shtern, F. Xartrxaj). The pecularities of pedagogical ideas realization of South Ukrainian pedagogical thought progressive representatives within the activity of regional educational institutions are revealed.