Основу дисертації складає наукове обгрунтування методики формування художньо-образного мислення молодших школярів на уроках музики на основі українського фольклору; дано педагогічну інтерпретацію художньо-образного мислення; розроблено його компонентний склад, розкрито педагогічний потенціал фольклору на основі синкретично-цілісного сприймання його образів. Обґрунтовано і експериментально перевірено етапи формування художньо- образного мислення молодших школярів засобами фольклору в умовах уроку музики, акцентовано взаємопов’язаність та взаємодоповнюваність процесу формування художньо-образного та музично-образного мислення.
В диссертации исследуется одна из актуальных проблем методики музыкального воспитания - формирование художественно-образного мышления младших школьников. Актуальность проблемы обусловлена потребностью обоснованных изменений в теории и практике гуманистического просвещения молодежи и новыми требованиями к уроку музыки как педагогическому резерву в формировании ценностных ориентаций личности.
Исследование основывается на глубоком анализе отечественной и зарубежной литературны по вопросам развития художественно - образного мышления младших школьников на уроках музыки. В диссертации конкретизирована педагогическая интерпретация понятия "художественно-образное мышление младших школьников", сформулирован принцип целостного подхода к изучению и формированию художественно-образного мышления; отражена специфика его формирования как особенного регулятивного феномена в процессах отражения и обобщения действительности; разработано построение и проведение уроков музыки в соответствии с методикой воспитания и развития образного мышления учащихся (И.Зязюн, В.Бутенко, О.Руднинкая, О. Ростовський, С.Смирнов и др.); обосновано внедрение фольклора как целостного явления в учебно-воспитательном процессе уроков музыки (Н.Г.Костюк, Л.П.Корний, І.Ф.Ляшенко, Т.В.Мартынюк, В.Д.Шульгина). Художественно-образное мышление младших школьников в диссертации представлено как разновидность ассоциативно-образного, связанного с каким-либо видом искусства или с их синтезом, как процессе оперирования мыслями и чувствами на основе восприятия художественного образа и жизненного опыта личности. Художественно-образное мышления младших школьников трактуется как познавательно-творческая деятельность, направленная на осмысление содержания образов искусства и их отображение в музыкально исполнительской деятельности. Структура художественно-образного мышления представлена как совокупность четырех функциональных компонентов: мотивационно-
ценностного, эмоционально-эмпатического, рационально-когнитивного,
творчески-деятельностного. В диссертации отмечено, что художественно-образное мышление кроме непосредственного функционального проявления характеризуется опосредованным отношением к тем или иным жизненным ценностям.
Средством формирования художественно-образного мышления в диссертации выделено целостное восприятие фольклорной образности. Его многогранность (поэтическая, музыкальная, хореографическая, драматическая) обусловила разветвление фольклористики на ряд направлений, среди которых самые существенные словесная и музыкальная фольклористика. Каждое из названых направлений имеет свои подходы и методы в изучении. Но фольклор вобрал и эстетический, утилитарный, моральный, правовой, мировоззренческий опыт сотен поколений, который объединяется художественными синтетическими образами. Именно поэтому особое значение приобретают художественно-образные особенности фольклора - основа целостной и динамической системы, которая объединяет в художественных образах явления действительности и отношение к ним человека.
В диссертации раскрывается феномен целостной фольклорной образности (С. Азбелов О. Братко-кутинский, Н.Велецкая, В.Гошовский, А.Иваницкий, О. Потебня, М. Попович, А.Спиркин), фольклор рассматривается как синкретическое явление, которое органически связано с жизнью человека, с его мироощущением.
Образность старинного украинского фольклора особая, связанная с тысячелетними мыслеформулами, которые воссоздаются на уровне ассоциативно-образных представлений. Экспериментально доказано, что для повышения эффективности процесса формирования художественно образного мышления необходимо обеспечить ряд условий: целостное восприятие фольклорного образа, поэтапное погружение школьников в драматургию художественного явления, ориентацию на возрастные возможности осмысления содержания художественных образов учениками. Доказана эффективность таких методов, как: активизация ассоциативных связей между художественными произведениями и жизненными впечатлениями детей, создание эмоциональной ситуации постижения фольклорного явления, обеспечение целенаправленных подходов к осмыслению символики фольклора, побуждение школьников к художественно-оценочной деятельности и высказыванию суждений, собственных впечатлений; стимулирование творческого воображения через музыкально-ролевое вхождение в образ фольклора, приобщение к художественно-метафорическим сопоставлениям; накопление школьниками образно-информационного фонда фольклорных знаний. Кроме традиционных, модифицированных форм художественно-воспитательной работы в диссертации представлена новая форма урока - "урок-образ", содержание которого объединяло задами музыкального воспитания и народоведения. Проверка результативности проведенной экспериментальной работы происходила на основе сравнительного анализа уровней развития художественно-образного мышления в контрольной и экспериментальной группе.
The Thesis is primarily devoted to scientific substantiation of the methods used to develop the artistic-creative thinking of students of the first years of study at musical lessons based on Ukrainian folklore; the pedagogic interpretation of artistic-creative thinking is given; the component composition of artistic-creative thinking is developed; the pedagogical potential of folklore has been disclosed on the basis of syncretic-integral perception of its images. The substantiation is given and experimental testing was performed of the phases of development of the artistic-creative thinking of students of the first years of study by means of folklore under conditions of musical lessons; the mutual interrelation and complementary nature of the process of artistic-creative thinking and musical-creative thinking development have been emphasized.