Показати скорочений опис матеріалу

dc.contributor.author Безверхий, Олег Станіславович
dc.date.accessioned 2020-11-12T12:40:26Z
dc.date.available 2020-11-12T12:40:26Z
dc.date.issued 2001
dc.identifier.citation Безверхий, Олег Станіславович. Розвиток моральної саморегуляції у молодшому шкільному віці : автореферат дис. ... канд. психол. наук : 19.00.07 - педагогічна та вікова психологія / Безверхий Олег Станіславович ; [наук. керівник Бех Іван Дмитрович] ; Нац пед. ун-т ім. М. П. Драгоманова. - Київ, 2001. - 19 с. ua
dc.identifier.uri http://enpuir.npu.edu.ua/handle/123456789/31853
dc.description.abstract Дисертація присвячена експериментальному дослідженню моральної саморегуляції в молодшому шкільному віці. Розкрито психологічний зміст розвитку моральної саморегуляції в молодшому шкільному віці у зв’язку з попередніми та наступними віковими періодами. Розглянуто будову та типологію моральної саморегуляції. Встановлено, що тип моральної саморегуляції мас значну стійкість і зберігається, починаючи з молодшого шкільного віку у переважної більшості людей. Розроблено експериментальні методики діагностики моральної саморегуляції молодшого школяра — методику тематичної проекції внутрішніх станів молодшого школяра у процесі здійснення морального вчинку (МТПВС) та методику рангування соціальних ситуацій (МРСС). На основі застосування цих методик побудовано науково обґрунтовану типологію моральної саморегуляції. Модифіковано та апробовано метод символдрами, як засіб корекції моральної саморегуляції молодшого школяра. З'ясовано особистісні передумови успішності психокорекції. ua
dc.description.abstract Материалом для выполнения работы стали результаты проведения экспериментального исследования с участием детей младшего школьного возраста (7-10 лет), экспертный опросы учителей младших классов и школьных психологов, социометрические исследования в младших классах. При рассмотрении морального развития младшего школьника были выделены элементы механизма моральной саморегуляции: базовые аттитьюды, регулятивные аффективно-гностические комплексы, психические защити, структура и содержание Я-образа, типичные роли в грех секторах социальной действительности (семья, школа, ровесники), содержание и характер системы наличных социальных схем опыта. Определяющим образованием для развития моральной саморегуляции признана личностная рефлексия, благодаря которой социальное знание детей интегрируется в смысловую сферу личности в форме социальных схем опыта. При рассмотрении типология моральной саморегуляции било выявлено выделение большинством исследователей нескольких ее видов. Каждый вид характеризуется устойчивыми особенностями, которые проявляются в моральном поведении. Вид моральной саморегуляции имеет сильную тенденцию к сохранению в процессе последующего морального развития в старших возрастных группах (60-80% по Н.И.Непомнящей). Для решения поставленных задач экспериментальное исследование выполнялось в четыре этапа. На первом этапе производилось пилотажное исследование на выборке из 120 детей, направленное на дифференциацию детей в соответствии с приписыванием ими внутреннего состояния героям рассказов-коллизий с морально-психологическим содержанием. В процессе исполнения пилотажного исследования осуществлен поиск теоретико-прикладных подходов к постановке и решению проблем диагностики моральной саморегуляции младшего школьника, выделения типов морально» саморегуляции младшего школьника и личностных свойств носителей каждого типа. На втором этапе осуществлялась диагностика морально» саморегуляции 67 детей (35 мальчиков, 32 девочки). Для диагностики моральной саморегуляции была разработана методика тематической проекции внутренних состояний в процессе совершения морального поступка (МТГІВС), проверена ее надежность и валидность методом контрастных групп на локальной выборке. К преимуществам МТПВС относится возможность непосредственной простой интерпретации и очевидность связи показателей диагностики с моральной саморегуляцией и моральным поведением испытуемых. На третьем этапе, принимая во внимание недостатки МТПВС, к которым относятся высокая трудоемкость и значительные трудности при сплошном обследовании детей из одной малой группы, была разработана экономичная методика с возможностью сплошного обследования в одной малой группе - методика ранжирования социальных ситуаций (МРСС). В процессе осуществления формирующего эксперимента осуществлялась дополнительная диагностика на основе проекции внутренних конфликтов детей в символдраматические образы. На четвертом этапе осуществлялся формирующий эксперимент. С целью осуществления психологической коррекции моральной саморегуляции были выделены первоочередные стандартные символдраматические темы и введены две специальные темы, направленные на развитие личностной рефлексии младшего школьника. Целью формируюіцего эксперимента было повышение уровня моральной саморегуляции, усиление личностной рефлексии морального содержания. Формирующим экспериментом был охвачен 61 младший школьник. Анализ результатов эксперимента в контрольно» и экспериментальной группах показал статистически значимое по t- критерию повышение уровня моральной саморегуляции. Анализ внутригрупповых различий позволяет утверждать, что наибольшие изменения произошли у детей с признаками двух типов моральной саморегуляции (комбинация доминирующего типа с низким уровнем развития мораіьной саморегуляции с менее выраженными чертами зависимого типа или типа с высоким уровнем моральной саморегуляции). Анализ содержательных изменений внутреннего мира детей показал, что преимущественно изменения достигаются благодаря снижению враждебности вследствие десенсибилизации психотравмирующего опыта в сочетании с усвоением схемы социального опыта, содержанием которой является моральный императив («поступай по отношению к другим так, как ты хочешь, чтобы другие поступали по отношению к тебе»). Тем самим экспериментально подтверждено большое практическое значение морального императива и целесообразность его активного использования в практике школьного воспитания. Исследование показало, что целенаправленное применение психологом модифицированного для целей эксперимента варианта символдрамы в определенных условиях является эффективным средством коррекции моральной саморегуляции младшего школьника. Такая помощь должна оказываться специалистом и может осуществляться школьным психологом при условии прохождения специальной подготовки по психотерапии методом символдрамы. ua
dc.description.abstract The dissertation deals with the experimental research of moral self-regulation in primary school age. Its connection with the former and future development periods is researched. The structure and typology of moral self-regulation is dealt with. The type of moral self-regulation is researched to have considerable stibility and it has been preserved since primary school age as far as the majority of people are concerned. The experimental methods of moral self-regulation diagnostics of junior pupil are worked out. They are the Method of thematical projection of inner states and the Method of social situations ranging. The scientifically proved typology of moral self-regulation, based on the using of these methods, is w'orked out. The method of symboldrama as the means of junior pupil moral selfregulation correction is modified and is aprobated. The personal conditions of psychocorrection are researched. ua
dc.language.iso uk ua
dc.publisher Нац пед. ун-т ім. М. П. Драгоманова ua
dc.subject моральна саморегуляція ua
dc.subject особистісна рефлексія ua
dc.subject соціальна схема дій ua
dc.subject тематична проекція ua
dc.subject символдрама ua
dc.subject моральная саморегуляция ua
dc.subject личностная рефлексия ua
dc.subject социальная схема действий ua
dc.subject тематическая проекция ua
dc.subject символдрама ua
dc.subject moral self-regulation ua
dc.subject personal reflexion ua
dc.subject the social scheme of experience ua
dc.subject thematic projection ua
dc.subject symboldrama ua
dc.subject.classification 37.015.3 ua
dc.title Розвиток моральної саморегуляції у молодшому шкільному віці ua
dc.title.alternative Развитие моральной саморегуляции в младшем школьном возрасте ua
dc.title.alternative Moral self-regulation development in primary school age ua
dc.type Other ua


Долучені файли

Даний матеріал зустрічається у наступних фондах

Показати скорочений опис матеріалу