Дисертаційне дослідження присвячене особливостям усвідомлення зрілою особистістю відхилених життєвих альтернатив. Доведено, що усвідомлення відхилених життєвих альтернатив носить процесуально-динамічний характер і забезпечується рефлексією та суб’єктивною наративізацією, конкретизується часовою локалізацією та реалізується в особистісних стратегіях (проекція, витіснення, регресія/раціоналізація, інтеграція), якісно-кількісні характеристики яких встановлюються рівнями усвідомлення та обумовлюються віковими показниками розвитку зрілості особистості на етапі дорослого віку. Визначено, що відхилені життєві альтернативи та рівень їх усвідомлення впливають на спрямованість особистості (за інтелектуальним, емотивним, акмеологічним типами) і визначають тенденції до подальшого життєвого планування. Формування особистісної ідентифікації, розвиток когнітивної та емоційно-ціннісної рефлексії, розвиток зрілості (цілеспрямованість, змістовність, самореалізація, самоконтроль, відповідальність), диференціація спектру ситуацій виступають необхідними умовами та складовими системи психологічної допомоги особистості дорослого віку з усвідомлення відхилених життєвих альтернатив. Обгрунтовано та експериментально перевірено програму психологічної допомоги з активізації та формування усвідомлення зрілою особистістю відхилених життєвих альтернатив, методологічною основою якої є інтеграція екзистенційного, феноменологічного та діяльнісного підходів.
Исследование проблемы осознания отклоненных жизненных альтернатив зрелой личностью осуществлялось с позиций переосмысления роли сознания в жизнедеятельности личности на этапе взрослости и приобретения ею зрелости как качественной характеристики функционирования в системе межличностных взаимодействий. Теоретический анализ проблемы позволил определить типы зрелости личности и специфику осознания, в частности через социальную перцепцию, симптомокомплекс осознания отклоненной жизненной альтернативы, нарративной идентификации. Отсутствие интеграции экзистенциального, феноменологического и деятельностного подходов в понимании особенностей осознания отклоненных жизненных альтернатив детерминирует потребность в решении исследуемой проблемы и указывает на ее нерешенность в современной психологической науке. Эмпирическое исследование проблемы дифференцировалось на констатирующий и формирующий этапы, которые дали возможность определить факторы и условия осознания, экспериментально подтвердить процесуально-динамический характер осознания отклоненных жизненных альтернатив, разработать и апробировать модель психологической помощи личности с соответствующей алгоритмизацией ее реализации. В диссертационном исследовании было установлено, что отклоненные жизненные альтернативы и уровень их осознания влияют на направленность личности (по интеллектуальному, эмотивному, акмеологическому типам) и определяют тенденции дальнейшего жизненного планирования. Формирование жизненной идентификации, развитие когнитивной и эмоционально-ценностной рефлексии, развитие зрелости (целенаправленность, содержательность, самореализация, самоконтроль, ответственность), дифференциация специфики психологических ситуаций выступают необходимыми условиями и составляющими системы психологической помощи личности взрослого возраста по осознанию отклоненных жизненных альтернатив. По результатам внедрения программы психологической помощи по активизации и формированию осознания зрелой личностью отклоненных жизненных альтернатив установлены особенности влияния возрастной динамики и специфика психологической помощи. Именно осознание обеспечивает формирование способности четко определять отклоненную жизненную альтернативу, а сформированная рефлексия позволяет осознать отношения к ней. Особое значение психологическая помощь приобретает на втором макропериоде ранней взрослости, который значительно усиливает видение событий жизни и диференциацию их на альтернативы. Именно для данных исследуемых значительную роль имеет групповая работа. Своевременная психологическая помощь с учетом особенностей осознания (психологических факторов, условий, возрастных макропериодов взрослости, форм и средств) отклоненных жизненных альтернатив обеспечивает личностный рост и расширение возможностей личности относительно зрелого отношения в планировании собственной жизни и самореализации в течение жизни.
Dissertation research is devoted to the peculiarities of the mature personality’s comprehention of deflected life alternatives. It is proven that the comprehention of the deflected life alternatives has the process-dynamic nature, is provided by the reflection and the subjective narration, is focused by the temporal localization and become real in the personal strategies (projection, suppression, regression/rationalization, intergration), the qualitative/quantative features of which are established by the levels of comprehension and are determined by the age indexes of personal maturity development at the stage of adulthood. It is defined that the deflected life alternatives and the level of their comprehention influence the personal orientation (by intellectual, emotional, acmeological type) and determine the trends for the further life plannaing. The personal identification moulding, the development of cognitive and emotional-axiological reflection, maturity development (goal orientation, content-richness, self-actualization, self-control, responsibility), the differentiotion of the situational variety are the necessary conditions and components of the system of the pshychological help to the adult personality on the comprehention of the deflected life alternatives. The program of psychological help for activization and moulding of the comprehention of the mature personality of the deflected life alternatives is substantiated and experimentally validated. The methodological basis of the program is the integration of the existential, phenomenological and activity approaches.