У дисертації викладено результати теоретичного та емпіричного дослідження психокорекції емоційних станів ігрозалежних юнаків. Структуровано відомості про поняття «емоційні стани» як окремий вид психічних станів, що пов’язаний з внутрішніми процесами та лежить в основі формування емоцій, проаналізовано концепції та підходи в роботі з ігрозалежними, встановлено, що юнацький вік є визначальним під час формування ігрозалежності, розроблено та впроваджено психологічну модель корекції та профілактики ігрозалежності юнаків. Як специфічний спосіб діагностики емоційних станів ігрозалежних юнаків уперше застосовано репертуарні решітки Дж. Келлі «Решітки залежності». Виявлено комплекс негативних емоційних станів, властивих юнакам з наявністю ігрозалежності, а саме: самотність, нудьга, роздратування, негативізм, образа, смуток, тривога. Експериментально підтверджено тезу про ключову роль емоційних станів у формуванні ігрозалежності. Обгрунтовано, розроблено, апробовано та доведено ефективність програми психокорекції емоційних станів ігрозалежних юнаків.
В диссертации приведены теоретическое обобщение и новые эмпирические пути психокоррекции эмоциональных состояний игрозависимых юношей. В результате анализа психологической литературы выявлено, что психокоррекция эмоциональных состояний игрозависимых юношей предполагает сочетание подходов коррекции эмоциональных состояний, коррекции игрозависимости как формы аддиктивного поведения и учет особенностей возрастного периода - юношества. Теоретический анализ исследуемой проблемы позволил установить: формирование игровой зависимости происходит на эмоциональном уровне, перед началом игры у игрозависимых могут наблюдаться как положительные, так и отрицательные эмоциональные состояния; именно юношеский возраст является определяющим при формировании различного рода аддикций, в том числе и игрозависимости; интегрирующим направлением исследования данной проблемы является психологическое направление, в рамках которого существуют различные подходы с характерными для психологических школ трактовками её причин; психокоррекционные методы, направленные на преодоление игрозависимости, обязательно содержат техники, прямо или косвенно направленные на коррекцию эмоциональных состояний игрозависимых.
Как специфический способ диагностики эмоциональных состояний игрозависимых юношей были использованы репертуарные решетки Дж. Келли «Решетки зависимости». Данный тест позволяет выявить наличие игрозависимости, ее глубину, очертить круг причин, способствующих возникновению игрозависимости, определить возможные ресурсы для ее преодоления и контролировать результаты психокоррекции. Проведенные на методологической основе исследования показывают, что значительная часть юношей имеет игрозависимое поведение. Констатировано, что юноши с наличием игрозависимости имеют личностные различия по сравнению с юношами, в которых игрозависимость не была обнаружена. Среди них такие, как склонность к аддиктивному поведению, к преодолению норм и правил, слабый контроль эмоциональных реакций, склонность к косвенной агрессии. В исследуемых юношей указанной группы наблюдаются проблемные отношения в семьях, эти юноши отличаются негативным отношением к будущему. Были выявлены негативные эмоциональные состояния, свойственные юношам с наличием игрозависимости: одиночество, скука, раздражение, негативизм, обида, печаль, тревога. Установлены эмоциональные состояния, которые способствуют началу игры, подтвержден тезис о ключевой роли эмоциональных состояний в формировании игрозависимости. Обоснована, разработана и апробирована программа психокоррекции эмоциональных состояний игрозависимых юношей. На основе количественного и качественного анализа результатов формирующего эксперимента доказана её эффективность и необходимость применения с целью психокоррекции эмоциональных состояний игрозависимых. Программа тренинговых психотехнологий КЭСтИ позволяет активизировать развитие индивидуальных качеств и психических функций личности, которые способствуют формированию умений находить яркие положительные переживания вне игры, развитию навыков отреагирования негативных эмоциональных состояний, благодаря чему наблюдается повышение самоконтроля, осознание свободы ответственности, принятие собственной системы саморегуляции, происходит формирование здорового образа жизни, выработка антидевиантного иммунитета, воплощение адекватных жизненных целей и осознание возможностей их реализации.
The dissertation contains the results of theoretical and empirical investigation of emotional states of the gambling addicted boys. The information on the concept «emotional states» was structured as a particular type of mental state associated with internal processes and underlies the formation of emotions. Besides, it was analyzed the concept and approaches in working with the gambling addicted boys. It was found that youthful age is crucial in forming gambling addiction of boys, proved and developed a conceptual model of the relationship between gambling addicted boys, their emotional states and previous condition of formation of these emotional states. A modification of J. Kelly repertory grids was worked out the first time. A complex of negative emotional states was also revealed, which are inherent for young gambling addicted boys, namely: loneliness, boredom, anger, negativism, resentment, sadness and anxiety. It was experimentally confirmed the key role of emotional states in the formation of gambling addiction. Proved, developed and tested the efficiency of the program of psychocorrection of the emotional states for boys with such addiction.