Дисертацію присвячено проблемі формування художніх смаків старшокласників у процесі вивчення вокальної спадщини українських композиторів. Здійснено історико-теоретичний аналіз наукової літературі з питань дослідження. Визначено й обґрунтовано зміст поняття «художній смак», його структуру, критерії, показники та рівні сформованості у старшокласників. Проаналізовано сутність художньо-виховного потенціалу пісенної спадщини українських композиторів, його вплив на формування художніх смаків у старшокласників. Розроблено та теоретично обґрунтовано методику формування художніх смаків старшокласників у процесі вивчення вокальної спадщини українських композиторів. Визначено мету, педагогічні умови, а саме: систематичне проведення паралелей між оцінкою художнього твору педагогом і оцінкою, даною учнем самостійно; поєднання педагогічної вимогливості із педагогічною підтримкою оцінювальної і виконавської діяльності старшокласників; узгодження змісту поточних занять із завданнями публічної демонстрації художньо-навчальних досягнень учнів. В основу методики покладено комплекс методів, а саме: блок методів і прийомів, спрямований на розширення обізнаності старшокласників у вокальній музиці українських композиторів кінця XIX - початку XX століття; блок методів і прийомів, зорієнтований на забезпечення культурологічної основи осягнення української вокальної творчості; блок методів і прийомів, зорієнтований на стимулювання емоційно-оцінного ставлення до виконання музики; блок методів і прийомів, спрямований на активізацію творчого самовираження старшокласників у вокальній діяльності. Здійснення аналізу та порівняння результатів дослідження методами математичного і статистичного опрацювання даних, сприяло підтвердженню ефективності запропонованої методики формування художніх смаків старшокласників у процесі вивчення вокальної спадщини українських композиторів та її значущість в сучасних умовах розвитку музично-педагогічної освіти.
Диссертация посвящена проблеме формирования художественных вкусов старшеклассников в процессе изучения вокального наследия украинских композиторов. Осуществлен историко-теоретический анализ научной литературы по вопросам исследования. Определено и обосновано содержание понятия «художественный вкус», его структура, критерии, показатели и уровни сформированности у старшеклассников. Проанализирован художественновоспитательный потенциал песенного наследия украинских композиторов, его влияние на формирование художественных вкусов у старшеклассников. Разработана и теоретически обоснована методика формирования художественных вкусов старшеклассников в процессе изучения вокального наследия украинских композиторов. Определена цель, педагогические условия: систематическое проведение параллелей между оценкой художественного произведения педагогом и оценкой, данной учеником самостоятельно; сочетание педагогической требовательности с педагогической поддержкой оценочной и исполнительской деятельности старшеклассников; согласование текущих занятий с задачами публичной демонстрации художественно-учебных достижений учащихся. В основу методики положен комплекс методов и приёмов, а именно: блок методов и приёмов, направленный на расширение осведомлённости старшеклассников в вокальной музыке украинских композиторов конца XIX -начала XX века; блок методов и приёмов, ориентированный на обеспечение культурологической основы постижения украинского вокального творчества; блок методов и приёмов, ориентированный на стимулирование эмоциональнооценочного отношения к исполнению музики; блок методов и приёмов, направленный на активизацию творческого самовыражения старшеклассников в вокальной деятельности. Осуществление анализа и сравнения результатов исследования методами математической и статистической обработки данных, способствовало подтверждению эффективности предлагаемой методики формирования художественных вкусов у старшеклассников в процессе изучения вокального наследия украинских композиторов и ее значимость в современных условиях развития музыкально-педагогического образования.
This thesis addresses the problem of artistic taste formation in high school students in the process of studying the vocal heritage of the Ukrainian composers. Historical and theoretical analysis of the scientific literature on the research subject is presented. The concept of "artistic taste", its structure, criteria, indicators and levels of its formation in high school students is defined and substantiated. Artistic and educational potential of the Ukrainian composers song heritage and its influence on the artistic taste formation of high school students is analyzed. The methodology of artistic taste formation in high school students in the process of studying the vocal heritage of the Ukrainian composers is developed and theoretically substantiated. The following goals, pedagogical conditions are defined: systematic comparisons of a work of art assessment, made by a teacher, to that of a student, made independently; the combination of pedagogical rigor with pedagogical support and performance evaluation of high school students; combining regular classes with the objectives of students’ public demonstration of artistic and academic achievements. The methodology is based on complex methods and techniques, namely block methods and techniques the motivation to study the vocal heritage of the Ukrainian composers of the late XIX — early XX century, providing a cultural basis for understanding Ukrainian vocal creativity, stimulating emotional and evaluative attitude towards vocal classical music performance, activation of creative expression during high school students' performance of works by the Ukrainian composers. Analysis and comparison of the results of the study, made with mathematical and graphical data evaluation methods, confirmed the effectiveness of the proposed methodology of artistic taste formation in high school students in the process of study of the vocal heritage of the Ukrainian composers of and its importance in the modem music education.