У дисертації науково обґрунтовано теоретико-методичні засади формування методичної компетентності майбутнього вчителя математики з навчання учнів геометрії, створено й упроваджено методичну систему компетентнісно орієнтованої методичної підготовки майбутнього вчителя геометрії. Запропоновано концепцію формування геометрично-методичної компетентності майбутнього вчителя математики, для візуалізації якої представлена структурно-функціональна модель. Провідним принципом системи геометричної та методичної підготовки майбутніх учителів математики в педагогічних університетах вказано інтеграцію фундаментальності та професійної спрямованості змісту, форм, методів і засобів навчання. Розроблено комплекс навчально-методичних задач з методики навчання геометрії. Методична підготовка майбутнього вчителя геометрії спрямовується на формування в студентів цілісного методичного апарату навчання учнів геометрії; на усвідомлення функцій і завдань власної методичної діяльності. Розроблено і апробовано організаційно-методичний інструментарій формування методичної компетентності майбутніх учителів математики до навчання учнів геометрії. Ефективність розробленої методичної системи доведена результатами педагогічного експерименту.
В диссертации представлено теоретическое обобщение и новое практическое решение проблемы повышения качества методической подготовки будущих учителей математики к обучению учащихся геометрии в педагогических университетах. Обоснованы теоретические и методические основы формирования геометрически-методической компетентности будущих учителей математики; разработана модель методической подготовки будущих учителей математики к обучению учащихся геометрии в школе, определены компоненты соответствующей методической системы; разработан и апробирован необходимый организационно-методический инструментарий; экспериментально подтверждена результативность разработанной технологии повышения качества методической подготовки учителя к обучению учащихся геометрии. В процессе педагогического эксперимента и теоретических обобщений выяснены профессиональные функции, типичные задачи и умения методической деятельности современного учителя в обучении учащихся геометрии; установлены компетенции учителя геометрии и система умений, которая их отражает. Для решения проблемы повышения качества методической подготовки будущих учителей математики к обучению учащихся геометрии избран компетентностный подход в перестройке всех составляющих действующей методической системы методической подготовки учителя математики, в частности, целей, содержания, методов, организационных форм и средств обучения. Обосновано, что под методической компетентностью учителя математики следует понимать ожидаемый результат методической подготовки учителя, который включает методическую грамотность, опыт методической деятельности и методические убеждения. Одной из основных предпосылок высокого качества методической деятельности учителя геометрии в школе считаем высокий уровень его геометрической культуры. Успешное решение задач методической деятельности, то есть эффективное управление процессом личностного развития учащихся в процессе обучения геометрии, рассматриваем как основную цель методической подготовки учителя геометрии. Теоретической основой усовершенствования системы методической подготовки будущего учителя математики является концепция формирования методической компетентности будущего учителя к обучению учащихся геометрии, для визуализации которой нами представлена структурнофункциональная модель. Ведущим принципом системы геометрически-методической подготовки будущих учителей математики в педагогических университетах указано интеграцию фундаментальности и профессиональной направленности содержания, форм, методов и средств обучения. Методическая система методической подготовки будущих учителей математики к обучению учащихся геометрии включает следующие структурные компоненты: целевой (цель, компетенции), личностный (студент, преподаватель), содержательный (теоретический, практический, аналитический, деятельностный блоки), операционно-деятельностный (комплекс учебно-методических задач, формы методической подготовки), технологический (методы, приемы и средства формирования методической компетентности к обучению учащихся геометрии, диагностика и контроль). Главное назначение комплекса учебно-методических задач — реализация системного, технологического и компетентностного подходов в методической подготовке учителя математики, развитие методического мышления и дидактических способностей студентов, обеспечение теоретической и практической готовности к методической деятельности в школе. Учебно-методическая задача — это задача, которая должна использоваться в методической подготовке учителя на уровне осмысления, проектирования и практической реализации методической деятельности с целью развития методической компетентности. Система учебнометодических задач должна конструироваться преподавателями как система подготовки к решению задач методической деятельности учителя математики в обучении учащихся геометрии. Определено, теоретически обосновано и разработано методическое обеспечение методики обучения геометрии для будущих учителей математики. Разработаны и внедрены в практику учебнометодические комплексы дисциплины «Избранные вопросы методики обучения геометрии» и спецкурса «Изучение геометрических преобразований в школе». Внедрение учебно-методического комплекса формирования методической компетентности будущего учителя к обучению учащихся геометрии способствует принципиальным изменениям в структуре и содержании методической подготовки, повышая мотивацию студентов к обучению, создавая условия для улучшения организации и повышения эффективности самостоятельной познавательной деятельности. Геометрически-методическая компетентность будущего учителя математики может быть сформирована в педагогическом университете на начальном, среднем или достаточном уровне. Высокий и творческий уровни геометрически-методической компетентности учителя математики могут сформироваться только в процессе активной профессиональной деятельности, в условиях основательной самообразовательной деятельности, творческого поиска. Эффективность предложенной системы методической подготовки будущих учителей математики к обучению учащихся геометрии в педагогических университетах подтверждена результатами педагогического эксперимента.
The dissertation research grounded theoretical and methodological foundations for the formation of methodical competence of future mathematics teacher with student learning geometry created and introduced a system of methodical competence oriented methodological training of the future teacher of geometry. The concept of forming geometrically methodological competence of the future teacher of mathematics, which is presented to visualize structural and functional model. The guiding principle of geometric and methodological training of teachers of mathematics teaching in universities are integrating fundamental and professional orientation content, forms, methods and means of education. Designed and tested organizational and methodological tools forming methodical competence of future teachers of mathematics to student learning geometry. The effectiveness of the developed guidance system proven results teaching experiment.