Дисертаційне дослідження присвячене проблемі збільшення питомої ваги фронтального лабораторного експерименту в навчальному процесі з фізики основної школи за рахунок зростання кількості експериментальних дій та операцій, які виконуються учнями самостійно, систематичного проведення на уроках і в позаурочний час короткотривалих фронтальних лабораторних робіт. У дисертації обґрунтовано науково-методичні засади розробки та впровадження короткотривалих фронтальних лабораторних робіт у процес вивчення фізики основної школи, розкрито дидактичну суть та психолого-педагогічні основи застосування КФЛР, проведено їх класифікацію, визначено місце в системі шкільного фізичного експерименту та на уроці, систематизовано та узагальнено критерії підбору та розробки КФЛР як органічної складової навчального процесу з фізики, змодельовано механізми стимулюючого впливу КФЛР на формування пізнавального інтересу, розроблено функціональну модель процесу регулювання діяльності учнів при виконанні лабораторних робіт в умовах індивідуалізації та посилення діяльнісного підходу у навчальному процесі. У ході експериментального навчання перевірено педагогічну ефективність запропонованої методики.
Диссертация посвящена проблеме увеличения части фронтального лабораторного эксперимента в процессе обучения физики основной школы с помощью роста количества экспериментальных действий, которые выполняют ученики самостоятельно при систематическом проведении кратко временных фронтальных лабораторных работ на занятиях и дома. Цель работы состоит в разработке методических основ использования кратковременных фронтальных лабораторных работ для усовершенствования системы обучающего физического лабораторного эксперимента на основе увеличения количества экспериментальных действий, выполняемых учениками. Научная новизна работы состоит в теоретической и экспериментальной разработке методики постановки и внедрения кратковременных фронтальных лабораторных работ как составного элемента системы школьного обучающего эксперимента, намечены пути, которые разрешают эффективно решить эту проблему. Разработано 65 новых, модернизировано 35 и усовершенствовано 28 кратковременных лабораторных работ з физики, доступных для выполнения учениками 7-9 классов. В исследовании произведён анализ постановки кратковременных фронтальных лабораторных работ в практике обучения физики основной школы, а также степень её разработки в методической литературе. Кратковременные фронтальные лабораторные работы разрешают привить ученикам начальные практические навыки при использовании измерительных приборов и лабораторного оборудования, изучить и с помощью эксперимента проверить физические процессы, явления и законы, самостоятельно решить экспериментальную задачу, осознать потребность анализу физических явлений. Благодаря этому уроки, составным элементом которых выступает КФЛР, проходят з большим интересом, ученики получают моральное удовлетворение от своей работы, на уроке царит позитивная атмосфера. Лабораторный эксперимент, который выступает неотъемлемой частью большинства уроков, ориентирует процесс изучения физики средней школы на более оптимальный для осознания курс, подчеркивая тем самым роль практики - главного метода подтверждения теоретических законов и закономерностей. Рассмотрена дидактическая суть и психолого-педагогические основы внедрения кратковременных лабораторных работ, произведена их классификация. Указано место кратковременной лабораторной работы в системе школьного физического эксперимента. Систематизированы критерии подбора и разработки КФЛР. Разработана модель процесса регуляции деятельности учеников при выполнении кратковременных лабораторных работ. Исследованы механизмы стимулирующего действия КФЛР на формирование познавательного интереса и развитие мышления учеников. Разработаны методические рекомендации по организации и проведению КФЛР. Дана характеристика возможностей формирования обобщенных умений и навыков учеников при выполнении КФЛР с междисциплинарным содержанием. Рассмотрены перспективы объединения новых информационных и коммуникативных технологий из традиционными методами обучения. Рассмотрены принципы постановки кратковременных фронтальных лабораторных работ с компьютерной поддержкой, которые влияют на содержание, организационные формы и методы обучения, дают новые возможности для творческого развития учеников и учителей, разрешают разнообразить процесс обучения, разработать новые идеи, дают возможность решать интересные и сложные проблемы. Разработана методика оценки успеваемости учеников, уровней формирования обобщенных экспериментальных умений, мотивации обучения и познавательной активности. Организован и проведен педагогический эксперимент, который полностью подтвердил гипотезу исследования. Полученные в исследовании результаты могут быть использованы для разработки отдельных вопросов методики обучения физики, усовершенствования системы школьного физического эксперимента, разработки обучающих пособий и лабораторных циклов. Дальнейшее развитие проблемы может быть посвящено: разработке конфетных кратковременных фронтальных лабораторных работ с разных разделов физики, разработке комплектов лабораторного оборудования, использование элементов методики для организации экспериментальной деятельности учеников при изучении других предметов природоведческого цикла (химии, биологии, трудового обучения), использование компьютерной техники при организации лабораторной экспериментальной деятельности учеников.
The dissertation investigation is dedicated to the problem of the increasing of the part of the frontal laboratory experiment in the teaching process of physics of die basic school for die account of the growth of the number of the experimental actions and operations performed individually and systematically at die lessons and at home. Scientific methodical foundations of die creation and introduction of the short-lasting frontal laboratory works in the process of training physics of die basic school are depicted in die dissertation. Here also die didactical sense and psychology-pedagogical foundations of the use of die short-lasting frontal laboratory works are discovered. Their classifications are done, the place of these works is defined. The foundation of the selection and introducing of the short - lasting frontal laboratory works as the main part of the teaching process of physics created ways of stimulating influence of these laboratory works on the formation of the cognitive interest, the functional model of the process of the regulation of the activity of the pupils in the process of the laboratory researches in the conditions of the individualization and increasing of the active approach in the training process. Pedagogical effectiveness of this methodic during the experimental training is checked up and proved.