Цифровий репозитарій
Українського державного університету
імені Михайла Драгоманова

Реалізація принципу ненасилля в педагогічній концепції О. С. Нілла (1883-1973)

ISSN: 2310-8290

Показати скорочений опис матеріалу

dc.contributor.author Муравська, Світлана Миколаївна
dc.date.accessioned 2020-11-11T08:44:58Z
dc.date.available 2020-11-11T08:44:58Z
dc.date.issued 2008
dc.identifier.citation Муравська, Світлана Миколаївна. Реалізація принципу ненасилля в педагогічній концепції О. С. Нілла (1883-1973) : автореферат дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 - загальна педагогіка та історія педагогіки / Муравська С. М. ; [наук. керівник Василенко Володимир А ркадійович] ; Нац пед. ун-т ім. М. П. Драгоманова. - Київ, 2008. - 19 с. ua
dc.identifier.uri http://enpuir.npu.edu.ua/handle/123456789/31823
dc.description.abstract У дисертації здійснюється аналіз принципу ненасилля у педагогічній концепції О.С. Нілла. Проаналізовані провідні положення діяльності заснованої ним школи Саммерхілл, яка діє на засадах надання учням повної свободи, залучення до самоврядування, поваги їх прав та інтересів. Визначений внесок англійського педагога в історію педагогіки. На основі вивчення та аналізу творів О.С. Нілла педагогічного змісту встановлено, що системоутворюючим принципом його педагогічної концепції є ненасилля. Проведений історичний екскурс у становлення ідей ненасилля. На основі досвіду школи Саммерхілл розроблені рекомендації щодо застосування принципу ненасилля в організації навчального процесу в освітніх закладах України. ua
dc.description.abstract В работе произведен анализ и систематизация педагогики ненасилия А.С.Нилла (1883-1973). Проанализированы главные принципы деятельности школы Саммерхилл, основателем которой является А.С. Нилл. Данная школа действует на основе предоставления ученикам полной свободы, привлечения к самоуправлению, уважения прав, свобод, интересов каждой личности. В соответствующих условиях формируется психологически гармоническая, творческая личность. Содержание роботы состоит из следующих компонентов: введение, три раздела, выводы к каждому разделу, общие выводы, список использованных источников, приложения. Во введении обоснована актуальность темы, проанализирована источниковая и методологическая база, степень научной разработки проблемы, определены объект, предмет, задачи исследования, указано теоретическое и практическое значение роботы, научную новизну ее результатов, поданы сведения об апробации основных положений. Первая глава исследования посвящена историческому экскурсу в становление и развитие идей ненасилия. На основе многостороннего изучения проблемы было выявлено, что идеи ненасилия зародились еще в древние времена. Они прошли очень длительный этап своего развития, при этом каждая эпоха накладывала на них свой отпечаток. В настоящее время очень большое внимание уделяется пропаганде идей ненасилия. Много отечественных педагогов изучают это явление, уделяя огромное внимание предотвращению насилия в детской среде. В двух следующих главах анализируется принцип ненасилия в педагогической концепции А.С. Нилла и его практическое внедрение в деятельности школы Саммерхилл. В диссертации доказано, что системообразующим принципом в педагогической концепции А.С.Нилла является ненасилие. В диссертации отмечено, что значительное влияние на формирование педагогики ненасилия А.С. Нилла имели такие деятели, как Гомер Лейн, Зигмунд Фрейд и Вильгельм Райх. В работе всесторонне изучена педагогическая модель А.С. Нилла, определены принципы его педагогики, цель, задачи и методы воспитания и обучения, проанализированы взгляды английского педагога на подготовку учителя и его роль в воспитание личности. Комплексное изучение проблемы свидетельствует о том, что педагогическая деятельность А.С. Нилла имеет четко гуманистическую направленность, а системообразующим принципом его педагогической концепции выступает ненасилие. Для него на первом месте всегда был ребенок, его счастье и благополучие, а не его академические достижения. Всю свою жизнь он посвятил борьбе против устоявшихся канонов в системе образования, пытаясь доказать, что в атмосфере свободы дети могут расти счастливыми. В диссертации определены и проанализированы ведущие принципы деятельности школы Саммерхилл: предоставление детям полной свободы, привлечение их к ученическому самоуправлению, создание атмосферы пробуждения интереса к процессу обучения, создание необходимых условий для всестороннего развития личности ребенка, уважение его прав и интересов. Несмотря на то, что атмосфера свободы иногда позволяет детям не посещать занятия, большинство выпускников школы Саммерхилл поступают в колледжи и высшие учебные заведения. Даже ученики, которые отказываются от сдачи выпускных школьных экзаменов, имеют шансы на достижение успеха в жизни. В работе определена значимость вклада педагога в историю педагогики и его влияние на систему образования того времени. В диссертации обосновано положение о том, что заимствование гуманистических идей А.С. Нилла могло б оказаться достаточно полезным в связи с гуманизацией системы образования в Украине. В исследовании сделаны выводы, согласно которым ведущие идеи педагогики ненасилия А.С. Нилла могут быть творчески использованы в работе учебных заведений Украины путем предоставления ученикам определенной свободы, уважения их прав, интересов, привлечения к системе ученического самоуправления, создания необходимых условий для всестороннего развития гармонической личности. ua
dc.description.abstract The dissertation research is devoted to the analysis non-violence principle in the pedagogical conception of A.S. Neill. The leading principles of founded by him Summerhill school have been analyzed. It advocates pupils’ freedom, bringing them into self-government, respecting their rights and interests. The contribution of the English pedagogue into the History of Pedagogics has been defined. On the basis of study and analysis of A.S. Neill’s pedagogical works it has been found out that the non-violence principle is a leading principle of his pedagogical conception. A historical excursus into the development of nonviolence ideas has been carried out. On the basis of Summerhill school experience the recommendations on the use of non-violence principle in the organization of educational process in educational establishments of Ukraine have been formulated. ua
dc.language.iso uk ua
dc.publisher НПУ імені М. П. Драгоманова ua
dc.subject принцип ненасилля ua
dc.subject свобода ua
dc.subject педагогічна концепція ua
dc.subject залучення до самоврядування ua
dc.subject повага прав та інтересів ua
dc.subject любов ua
dc.subject щастя ua
dc.subject схвалення ua
dc.subject природний розвиток ua
dc.subject принцип ненасилия ua
dc.subject свобода ua
dc.subject педагогическая концепция ua
dc.subject привлечение к самоуправлению ua
dc.subject уважение прав и интересов ua
dc.subject любовь ua
dc.subject счастье ua
dc.subject одобрение ua
dc.subject естественное развитие ua
dc.subject non-violence principle ua
dc.subject freedom ua
dc.subject pedagogical conception ua
dc.subject bringing into self-government system ua
dc.subject respect for rights and interests ua
dc.subject love ua
dc.subject happiness ua
dc.subject approval ua
dc.subject natural development ua
dc.subject.classification 371.4(410.1) ua
dc.title Реалізація принципу ненасилля в педагогічній концепції О. С. Нілла (1883-1973) ua
dc.title.alternative Реализация принципа ненасилия в педагогической концепции А. С. Нилла (1883-1973) ua
dc.title.alternative Realization of non-violence principle in the pedagogical conception of A.S. Neill (1883-1973) ua
dc.type Other ua


Долучені файли

Даний матеріал зустрічається у наступних фондах

Показати скорочений опис матеріалу