Дисертаційне дослідження присвячене вирішенню питання теоретико- методичних основ позашкільної освіти в Україні. Розкрита історико- педагогічна сутність теорії та практики позашкільної освіти, встановлені основні хронологічні етапи становлення і розвитку позашкільних навчальних закладів. Проведено порівняльний аналіз сучасного стану позашкільної освіти в Україні та інших державах.
Здійснено наукове обгрунтування позашкільної освіти як системи, визначені її структура і компоненти. Розкрита система позашкільної освіти в аспекті різноманітних компонентів. Представлені організаційно-управлінські основи позашкільної освіти.
Розроблено методику позашкільної освіти на основі компетентнісного підходу та експериментально доведена ефективність її впровадження в позашкільних навчальних закладах, що сприяло підвищенню рівня освітніх досягнень учнів.
Диссертационное исследование посвящено решению вопроса теоретико-методических основ внешкольного образования в Украине. Раскрыта историко- педагогическая сущность теории и практики внешкольного образования, определены основные хронологические этапы его становления и развития.
Анализ теоретических положений внешкольного образования показал, что оно представляет собой многоаспектный объект исследований. Теория внешкольного образования базируется на системе научных знаний составляющих основу педагогики, и связана с такими науками, как психология, философия, социология, физиология, кибернетика и др.
Обобщая подходы межотраслевой интеграции научных знаний на основе системного анализа теоретических основ внешкольного образования установлено, что оно является целенаправленным процессом и результатом обучения, воспитания, развития и социализации личности в свободное время во внешкольных учебных учреждениях и других социальных институциях.
На оснований условного деления на периоды выделены такие укрупненные (в пределах нескольких веков) хронологические этапы - века исторического развития практики внешкольного образования в Украине:
І зтап - X в.; II зтап X-XV в.; III зтап - XVI - начало XX в.; IV зтап - XX в.; V зтап - конец XX - начало XXI в. Осуществлено научное обоснование внешкольного образования как системы, определена его структура и компоненты. Определено, что в системе внешкольного образования выделяются организационные, содержательные, методические, процессуальные, институциональные, функциональные, деятельстные и компонентами. Основным системообразующим фактором внешкольного образования является образовательная деятельность в свободное время.
С социально-философской точки зрения выделяются два основных измерения внешкольного образования - в содержательном и процессуальном аспектах. Содержательными компонентами внешкольного образования являются природа, общество, культура, техника, спорт, которые представлены художественно-эстетическим, научно-техническим, эколого-натуралистическим, туристско-краеведческим, гуманитарным и другими направлениями внешкольного образования. Процессуальными компонентами системы внешкольного образования является обучение, воспитание, развитие и социализация личности, которые осуществляются такими институциями как учебные учреждения, учреждения культуры, спорта, семья, организации и др. Среди них особенное место принадлежит внешкольным учебным учреждениям.
К функциональным компонентам системы внешкольного образования принадлежит досуг, познание, творчество.
Исходя из содержания и направленности внешкольного образования, деятельности внешкольных учебных учреждений в современных условиях, определено, что основными составляющими ее обеспечения является нормативно-правовое, организационное, кадровые, научно-методическое, финансовое и материально-техническое.
Первым компонентом системы обеспечения внешкольного образования является нормативно-правовое обеспечение как правовая и нормативная основа его осуществления, предусматривающее наличие необходимых нормативно- правовых документов.Следующим компонентом обеспечения внешкольного образования является кадровое обеспечение. Оно предусматривает наличие необходимого количества подготовленных педагогических и других работников соответствующей квалификации.
Научно-методическое обеспечение является четвертым компонентом обеспечения внешкольного образования. Оно представляет собой систему организационных мероприятий, предполагает наличие необходимых научных и методических материалов.
Пятим компонентом обеспечения внешкольного образования является финансовое и материально-техническое, которое предусматривает наличие необходимых для деятельности средств и материальной базы.
Внешкольное образование эволюционирует как динамическая система в единстве всех ее компонентов, которые определяются социально-экономическими факторами и иерархией ценностных ориентаций развития общества. При этом взаимосвязь системы внешкольного образования с социальной средой имеет открытий характер и проявляется в изменениях как среди, так и системы в целом.
В системе внешкольного образования в Украине в новых социально-экономических условиях осуществляется поиск путей и средств ее развития, которые приведут к повышению ее качества. Определение и разработку эффективной методики внешкольного образования во внешкольных учебных учреждениях целесообразно базировать на применении малокомпетентного подхода. Это обусловлено тем, что ориентация образования на новый результат требует новых подходов к обеспечению качества внешкольного образования, новьіх критериев его оценки, организации учебно-воспитательного процесса и управления им и находит наиболее адекватное отображение именно в содержании компетентностного подхода.
Установлено, что компетентностный подход во внешкольном образовании - это подход, который базируется на применении в цели, задачах, содержании, форме и методах внешкольного образования компетентностей личности.
Разработаны содержание и методика внешкольного образования на основе компетентностного подхода. В структуре компетентностей, составляющих основу реализации компетентностного подхода во внешкольном образовании, вьделены такие: познавательная, практическая, творческая и социальная.
Экспериментально доказана эффективность предложенной методики внешкольного образования во внешкольных учебных учреждениях на оснований компетентностного подхода, что способствовало повышению уровня образовательных достижений учеников.
The dissertation research is dedicated to solving the problem of theoretical and methodical basics of non-formal education in Ukraine. The historical and pedagogical essence of theory and practice of non-formal education was explained; the basic chronological stages of non-formal education forming and developing were showed. The analysis of modern state of non-formal education in Ukraine in comparison with the non-formal education in other European states was made.
The scientific basements of non-formal education system were proved, its structure and parts were determined. The model of modem system for organizing and administering the non-formal education was characterized. The out-of-school contents and methodology were developed, being based on the competent approach. The efficiency of contents and methodology implementation in the out-of-school establishments was proved experimentally that contributed to increasing the level of pupils educational achievements.