Формування стратегії аналогізування розглядається з позиції системно-стратегіалької теорії творчості, визначено основні робочі поняття, такі як „аналогія за генезисом", „поле аналогії", „пояснювальна здатність аналогії", „пояснювальна сила аналогії", „творча географічна задача".
Визначено найбільш адекватні різновиди стратегії пошуку аналогів для формування стратегії аналогізування у процесі навчання географії. Виявлено домінування проявів тенденцій аналогізування у процесі стихійного формування стратегії аналогізування та причини типових помилок підлітків під час розв’язування творчих географічних задач.
Обгрунтовано, розроблено та апробовано програму формування стратегії аналогізування при вивченні підлітками географії у вигляді дидактичної гри "Аналогія". Встановлено етапи формування стратегії аналогізування.
В диссертации раскрыты психологические особенности формирования мыслительной стратегии аналогизирования у подростков на материале физической географии. Формирование стратегии аналогизирования рассматривается с позиции системно-стратегиальной теории творчества.
Стратегия рассматривается как система мыслительных действий, являющаяся организующей и регулирующей составляющей всей деятельности человека, зависящая как от личностных качеств, так и от всей предшествующей деятельности; как психологическое новообразование, которое формируется в результате длительной профессиональной деятельности, в процессе которой происходит формирование и развитие поля аналогии. Творческая
географическая задача рассматривается как задача, направленная на установление причинно-следственных пространственно-временных связей ландшафта, как конструирование географического пространства с введением в субъективный образ мира новых структурных, функциональных или генетических элементов, как доказательство или поиск абсолютной целесообразности и аналогичности всех элементов географической системы. Установлено, что при стихийном формировании стратегии на основе аналогии существует доминирование определенных тенденций поиска аналогов, которые влияют на появление типических ошибок подростков при изучении физической географии. Описано влияние аналогизирования на появление типических ошибок в географических задачах на разных этапах формирования стратегии аналогизирования. Выявлено три типа ошибок: спонтанное использование неадекватных аналогий без стратегиальной организации процесса решения задач; использование тактик продуктивных в техническом творчестве, которьіе ведут к типическим ошибкам в географических задачах; использование аналогизирования только на определенных этапах творческого процесса, особенно на этапе проверки решения. Установлено, что развитие отдельных мыслительных операций у подростков в условиях общеобразовательной школы недостаточно для формирования мыслительной стратегии поиска аналогов и стратегии аналогизирования. При стихийном формировании стратегии поиска аналогов количество выделенных типических ошибок не только не уменьшается, но может даже увеличиваться, особенно это касается ошибок первого типа. Разработаны новые приемы и методы формирования стратегии аналогизирования на материале географии. Выявлены эгапы формирования стратегии аналогизирования в процессе изучения физической географии: 1) спонтанного аналогизирования - ассоциации используются вместе и вместо аналогий; 2) этап стратегии аналогичной — ученики ищут аналоги одного типа, структурные аналогии не ведут к новым функциональным или генетическим выводам; 3) этап стратегии поиска аналогов - подростки могут устанавливать, находить и использовать в географических задачах структурно-функциональные и структурно-генетические аналоги; 4) аналогизирование распространяется на исследование объектов и явлений с другими пространственно-временными масштабами.
Forming cognitive strategy of analogy creation considers from the position of system-strategical theory of creation, main conceptions such as „analogy by genesis", „field of analogy", „explanatory ability of analogy", „explanatory power of analogy", „creative geographical problem" are defined.
Adequate kinds of analogy search strategies for analogy creation strategies forming during teaching geography are determined. Dominating tendencies of analogy creation in spontaneously formed analogy creation strategies and causes of typical teenager mistakes in solving creative geographical problems are uncovered.
Program of analogy creation strategy forming by way of didactic game „Analogy" is substantiated, developed and tested. Stages of analogy strategies formation are determined.