Дослідження присвячено проблемі взаємин викладачів і студентів педагогічного навчального закладу. Розкрито суть і зміст, обгрунтовано структуру й емпіричні показники стосунків у системі «студент - викладач». Показано місце й роль взаємин у цілісному педагогічному процесі педагогічного коледжу, проаналізовано механізми їх впливу на професійно-рольову ідентифікацію, пізнавальну активність, самооцінку майбутніх учителів. Виявлено динаміку, психологічні труднощі й особливості взаємин упродовж навчання студентів. Теоретично обгрунтована й апробована комплексна система роботи з оптимізації взаємин викладачів і студентів як чинника становлення особистості майбутнього вчителя, яка передбачала діагностування динаміки стосунків «викладач - студент» з метою їх корекції та поглиблення; врахування особливостей раннього юнацького віку й специфіки організації навчально-виховного процесу в педагогічному коледжі; запровадження в навчальний процес активних методів діалогічного навчання; проведення цілеспрямованої психокорекційної та психоконсультаційної роботи з викладачами й студентами щодо підвищення їх психологічної культури та розвитку соціально-психологічних умінь. Це позитивно позначилося на особистісному розвитку майбутніх учителів.
Исследование посвящено проблеме взаимоотношений преподавателей и студентов педагогического учебного заведения. В диссертации приведено теоретическое обоснование и новое решение проблемы взаимоотношений преподавателей и студентов как фактора становления личности будущего учителя. Раскрыта сущность и содержание взаимоотношений «преподаватель-студент» как целенаправленное взаимодействие субъектов педагогического процесса, которое обусловлено целью и задачами совместной учебно-профессиональной деятельности, определяется как общими психологическими механизмами, так и четко определенными социально-ролевыми функциями партнеров, особенностями и закономерностями педагогического общения в высшем учебном заведении. Установлено, что эти взаимоотношения характеризуются сложной внутренней структурой, компонентами которой есть: 1)мотивационный (интерес к партнеру и взаимоотношениям с ним; потребность в расширении общения за пределы педагогического процесса); 2) когнитивный (восприятие и оценка другого; рефлексия отношений и осознания трудностей, которые их сопровождают; представление об оптимальных взаимоотношениях); У)эмоционапьный (удовлетворенность сложившимися взаимоотношениями; взаимные оценочные отношения; ощущение психологической защищенности, комфортности или напряженности, тревожности); 4) поведенческий (тип взаимоотношений и стиль профессионально-педагогического общения; способ поведения в конфликтной ситуации; средства корректирования взаимоотношений и взаимовлияния). Их можно диагностировать за эмпирическими показателями (удовлетворенность - неудовлетворенность; наличие потребности в углублении и расширении отношений - избежание контактов друг с другом; идентификация с партнером как будущим коллегой - противопоставления себя другому; высокая социальная рефлексия - неспособность проанализировать и правильно оценить состояние взаимоотношений; гуманистические установки -авторитарный подход) и классифицировать как гармонические (высокого уровня развития), неопределенные (среднего уровня) и деструктивные (низкого уровня). В исследовании выявлены особенности и раскрыты функции взаимоотношений преподавателей и студентов как фактора становление личности будущего учителя в целостном педагогическом процессе. Установлено, что психологическим механизмом влияния отношений «преподаватель - студент» на становления личности студента как будущего педагога является идентификация его с преподавателем. Результаты констатирующего эксперимента показали, что взаимоотношения в системе «студент-преподаватель» зависят от общего социально-психологического климата в педагогическом учебном заведении, организации целостного педагогического процесса на основе включения всех его субъектов в совместную учебно-профессиональную деятельность. Большое значение при этом играют установки преподавателей и студентов относительно друг друга. В процессе опытно-экспериментальной работы выявлены психологопедагогические условия, которые положительно сказываются на становлении и развитии взаимоотношений преподавателей и студентов. Экспериментальная работа по оптимизации взаимоотношений в системе «студент-преподаватель» в условиях педагогического колледжа предусматривала: внедрение в учебный процесс активных методов диалогического обучения; психолого-педагогическое обеспечение прохождения студентами педагогической практики; проведение целенаправленной психокоррекционной и психоконсультационной работы с преподавателями и студентами по активизации межличностной социальной перцепции; формирование благосклонного отношения друг к другу благодаря расширению неофициальной системы отношений во внеучебное время. Оптимизация взаимоотношения предусматривала возможность взаимообмена между преподавателями и студентами отдельными профессионально-ролевыми функциями, что оказывает содействие профессионально-педагогической идентификации студентов и обретение ими профессиональной идентичности. Формирующий эксперимент в целом подтвердил эффективность разработанной системы комплексной работы по оптимизации взаимоотношений «преподаватель -студент» в условиях педагогического колледжа, о чем свидетельствуют такие данные: повысился уровень удовлетворенности студентов и преподавателей взаимоотношениями между собою; наблюдается переход из позиции «взаимообвинения» к позиции «взаимоответсвенности» в понимании причин трудностей во взаимоотношениях; изменился характер представлений об оптимальных отношениях и окреп оптимистичный прогноз относительно возможности их становления и развертывания в условиях педагогического учебного заведения. Все это способствовало личностному росту будущих учителей: повышение коэффициента самоактуализации, формирование профессиональной идентичности и педагогической направленности, снижение уровня реактивной тревожности.
Research is devoted to a problem of mutual relations of teachers and students of a pedagogical educational institution. The essence and the contents are revealed, structure and empirical parameters of relations in system "the student - the teacher" is proven. The place and a role of mutual relation in complete pedagogical process of pedagogical college is shown, mechanisms of their influence on professional-role identification, cognitive activity, a self-estimation of the future teachers are analyzed. Dynamics, social -psychological difficulties and features of mutual relations on extent training of students are revealed. The complex program of optimization of mutual relations between teachers and students which provided introduction in educational process of personality-guided technologies of training, psychological-pedagogical maintenance of student teaching, purposeful psychocorrect and psychocosultation job with teachers and students on activation interpersonal social perception, to formation of the favorable mutual attitude, increase of the psychological competence of teachers is theoretically proved and approved. This made a positive influence on personal development of future teachers.