Дисертаційне дослідження присвячене розробці психолого-педагогічних умов запобігання агресії у дітей молодшого шкільного віку з порушеннями мовленнєвого розвитку. Проаналізовано стан проблеми у вітчизняний та зарубіжній психолого-педагогічній літературі, з'ясовано актуальність у корекційній педагогіці та спеціальній психології. Визначено критерії оцінки (за видами та підвидами агресії) та рівні агресії у молодших школярів з нормальним психофізичним розвитком та з порушеннями мовлення, розроблені психолого-педагогічні умови та навчально-превентивна методика для запобігання агресії у дітей молодшого шкільного мовленнєвого розвитку.
В работе проанализировано состояние разработки проблемы в отечественной и зарубежной психолого-педагогической и научно-методической литературе, определена ее актуальность в коррекционной педагогике. Уточнено определение агрессии, агрессивного состояния, агрессивности, агрессивного поведения, выделены виды и подвиды агрессии.
Для исследования неосознанной агрессии у младших школьников с нормальным психофизическим развитием и с нарушениями речевого развития в сферах "Я-личность", "Я в семье", "Я в социуме" были использованные методики: модернизованные проективные - "Несуществующее животное", "Рисунок моей семьи", "Рисунок моего классу" которые позволили выявить агрессивное состояния детей; для изучения моделирования различных типов поведения, использовалась модифицированная "Сюжетно-ситуативно-иллюстрированная" методика, осознанная агрессия у детей исследовалось с помощью их опроса по сформованному опроснику, поведение изучалось с помощью метода не включенного наблюдения.
Определены виды и подвиды агрессии, что указывает на саморегулирующий вид агрессии и его контролирующий, состязательный подвиды; скрытый вид — защитный, депрессивный подвиды; поведенческий вид - демонстративный и физический подвиды. А гак же соответственно им были выделены, критерии оценивания.
Доказано, что у детей младшего школьного возраста виды (подвиды) и уровень проявлення агрессии зависели от нарушений речевого развития. Чем сложнее речевой дефект, тем выше уровень агрессии у учеников младших классов, чаще наблюдался скрытый и поведенческий виды агрессии, которые проявлялись в переживаниях, агрессивных реакциях и недостаточно осознавались детьми.
Dissertation research is dedicated to the development of psycho-pedagogical conditions for preventing children’s aggression of primary school age with speech impairment.
The problem is analysed in national and foreign psycho-pedagogical literature, actuality is found out in correctional pedagogy and special psychology.
The evaluation criteria and level of aggression are found in junior schoolchildren with normal psychophysical development and with speech impairment. Psycho-pedagogical conditions and educational-preventive methods are developed for preventing children’s aggression of primary school age with speech impairment.