Доведено, що педагогічний потенціал образотворчого мистецтва забезпечує формування всіх компонентів художньо-графічних умінь та навичок молодших школярів. Розкрито сутність, зміст та структуру формування художньо-графічних умінь та навичок дітей 6-7-річного віку.
На основі дослідно-експериментальної роботи апробовано систему критеріїв та показників формування художньо-графічних умінь та навичок дітей 6-7-річного віку, виявлені три рівні формування художньо-графічних умінь та навичок (низький - репродуктивний, середній - продуктивний, високий - творчий).
Теоретично обґрунтовано та експериментально перевірено організаційно- методичне забезпечення формування художньо-графічних умінь та навичок дітей 6-7-річного віку, яке ґрунтується на інноваційній методиці формування художньо- графічних умінь та навичок молодших школярів засобами образотворчого мистецтва, що виступає чинником впливу на формування графічних та каліграфічних навичок письма.
Обґрунтовано ефективні форми та методи формування художньо-графічних умінь та навичок дітей 6-7-річного віку. Теоретичні висновки й експериментальні дані дисертаційного дослідження можуть слугувати основою для оновлення змісту програм з образотворчого навчання дітей 6-7-річного віку у початковій школі. Розроблені навчально-методичні матеріали можуть бути використані викладачами, методистами, вчителями, студентами художньо-графічних спеціальностей вищих педагогічних навчальних закладів, під час написання посібників та підручників, при проведенні уроків образотворчого мистецтва у початковій школі.
В диссертации разработана и экспериментально проверена методика формирования художественно-графических умений и навыков детей 6-7-летнего возраста на уроках изобразительного искусства. Инновационность методики заключается в воздействии на систему формирования графических умений и навыков изобразительной деятельности младших школьников. Методика реализуется путем системного формирования и усвоения художественно-графических умений и навыков детей 6-7-летнего возраста, овладения учащимися элементарными основами цветоведения и формообразования, ознакомления с художественным материалами, начального усвоения средств художественной выразительности при решении художественно-творческих задач, освоения ряда композиционных приемов и пространственных задач на элементарном уровне. На основе анализа психолого-педагогической литературы, которая посвящена проблеме исследования, уточнена сущность понятия “художественно-графические умения и навыки”. Художественно-графические умения и навыки рассматриваются как устоявшиеся способы художественно-графической деятельности учащихся младших классов, направленные на практическое овладение и использование образно-выразительных возможностей графического искусства. Формирование художественно-графических умений и навыков детей 6-7- летнего возраста показывает, что процессе происходит исключительно в конкретной целенаправленной деятельности, которая объединяет весь спектр художественно-графической подготовки. В диссертации выделены и обоснованы структурные компонента формирования художественно-графических умений и навыков детей 6-7-летнего возраста: гигиенического, технико-графического, операционно- регулятивного, художественно-деятельностного. Гигиенический компонент объединяет умения и навыки соблюдения гигиенических норм организации обучения, навыки правильных двигательных действий в индивидуальном пространстве, навыки работы с художественно-графическими инструментами. Технико-графический компонент исследуемого феномена проявляется в умении младших школьников ориентироваться на плоскости листа бумаги, выполнять формообразующие графические умения и навыки, использовать умения и навыки навыки с художественными материалами в процессе графической деятельности. Операционно-регулятивный компонент заключается в умении образной интерпретации предметов и явлений окружающей действительности младшими школьниками, сенсорно-регулятивних умениях и навыках, умениях и навыках “ловкости рук” и контролем их зрением. Художественно-деятельностный компонент характеризуется индивидуальным стилем художественно-графической деятельности младших школьников, творческими креативными умениями и навыками художественно-графической деятельности, умениями и навыками ее самостоятельности. Обоснована система критериев формирования художественно-графических умений и навыков детей 6-7-летнего возраста (ценностно-ориентационный, художественно-информационный, операционно-регулятивный, творчески-практический), которые обеспечивают полноценное диагностирование всех структурных компонентов исследуемого феномена.
Также выделены три уровня формирования художественно-графических умений и навыков детей 6-7-летнего возраста (репродуктивный, продуктивный, творческий) в зависимости от особенностей изобразительной деятельности детей. Констатирующим экспериментом зафиксирован недостаточный уровень сформированности художественно-графических умений и навыков. Результаты формирующего эксперимента подтвердили эффективность предлагаемого организационно-методического обеспечения. Формирующий эксперимент показал положительную динамику формирования компонентов художественно-графических умений и навыков детей 6-7-летнего возраста экспериментальной группы по сравнению с представителями контрольной группы (творческий уровень: гигиенический компонент - 32,86% и 7,14%, технико-графический компонент - 34,3% и 11,4%, операционно-регулятивный компонент-30% и 10%, художественно- деятельностный компонент - 37,2% и 8,6%).
Обоснована эффективность форм и методов формирования художественно- графических умений и навыков детей 6-7-летнего возраста. Теоретические выводы и экспериментальные данные диссертационного исследования могут служить основой для обновления содержания программы по изобразительному искусству для детей 6-7-летнего возраста в начальной школе. Разработанные учебно- методические материалы могут быть использованы преподавателями, методистами, учителями, студентами художественных специальностей высших педагогических учебных заведений, при написании пособий и учебников, при проведений уроков изобразительного искусства в начальной школе.
The dissertation focuses on theoretical generalization and proposes a new perspective on the issue of developing graphic arts skills and abilities in 6-7-year-old children.
It has been proven that the educational potential of fine arts provides for the development of all components of graphic arts skills and abilities in primary school age children, and the nature, essence, and structure of the process by which graphic arts skills and abilities develop in 6-7-year-old children has been defined.
Using scientific research, the system of criteria and indicators that help define tire development of graphic arts skills and abilities in 6-7-year-old children has been tested, and, respectively, three graphic arts skills and abilities development levels have been formulated: low — reproductive, medium - productive, and high - creative.
Organizational and methodological grounds for the development of graphic aits skills and abilities in 6-7-year-old children has been heoreticaUy justified and experimentally checked based on innovative fine arts methodology used for developing graphic arts skills and abilities in primary school age children which, in turn, influence the development of graphic and calligraphic components of handwriting.
The effectiveness of forms and methods used in developing graphic arts skills and abilities in 6-7-year-old children has been validated. Theoretical conclusions and experimental data presented in the dissertation may serve as the basis for revising fine arts education curriculum for 6-7-year-old children in primary school. Educational methodology materials have been designed for use by teachers, methodology developers, teachers, and post-graduate students majoring in graphic arts education, when designing textbooks and educational materials for teaching fine arts in primary school.