Дисертація присвячена дослідженню проблеми формування у процесі навчання математичного аналізу таких компонентів професійної культури вчителя математики, як його математична, методична, педагогічна, психологічна, інформаційна, мовна і моральна культура. Запропоновано структуру курсу математичного аналізу та відповідну методичну систему навчання, які спрямовані на підвищення рівня професійної культури вчителя математики, забезпечують підготовленість майбутніх учителів до навчання математики у різних типах навчальних закладів.
Диссертация посвящена исследованию проблемы формирования в процессе обучения математическому анализу таких компонент профессиональной культуры учителя математики, как его математическая, методическая, педагогическая, психологическая, информационная, языковая и моральная культура.
Основные результаты исследования
1. Раскрыта суть понятия профессиональной культуры учителя математики и выделены основные ёё компоненты, которые можно формировать в процессе обучения математическому анализу (математическая, методическая, педагогическая и информационная, психологическая, языковая и моральная культура).
2. Определено содержание основ профессиональной культуры учителя математики с учётом уровня развития современного технологического общества.
3. Создана и теоретически обоснована новая методическая система обучения математическому анализу будущего учителя математики. При этом:
- выделены конструктивные цели обучения математическому анализу, которые соответствуют общим целям подготовки учителя математики;
- создана новая учебная программа курса математического анализа, ориентированная на профессию учителя математики;
- определена структура и содержание курса математического анализа, разработана и апробирована методика обучения математическому анализу будущих учителей математики с учетом спецификации разных типов учебных заведений;
- раскрыты направления усовершенствования содержания учебного материала курса математического анализа, а также методов обучения для формирования не только математической культуры учителя математики, но и других основных компонент его профессиональной культуры. Для каждого раздела курса математического анализа определено, зачем этот раздел нужно изучать учителю математики, на что он должен обратить особое внимание (и как учитель, и как математик), что из этого раздела учитель может использовать в своей работе;
- созданы учебно-методические пособия по всем разделам курса математического анализа, которые ориентированы на подготовку учителя математики;
- исследованы возможности использования разных форм обучения при подготовке будущих учителей математики, раскрыты возможности использования проблемных методов обучения для формирования профессиональной культуры учителя математики;
- проанализированы особенности организационных форм, методов и средств обучения будущих учителей математики, в том числе и возможности использования современных коммуникационно-информационных технологий обучения.
4. Выявлены и реализованы способы активизации учебно-познавательной деятельности студентов, ориентированные на формирование профессиональной культуры учителя математики, в частности, на:
- способы формирования обобщенных умений решать математические задачи;
- формирование представлений о логической строгости математических курсов;
- способы введения важнейших математических понятий;
- методы “открытия” и доказательства математических фактов.
При этом, в соответствии с деятельностным подходом к процессу обучения, предполагается согласованность между разными формами учебно-познавательной деятельности будущих учителей математики.
5. Проведен анализ дидактических возможностей использования созданных учебно-методических пособий, ориентированных на формирование математической и методической культуры учителей математики, отражающих специфику их работы, уделяющих большое внимание связям со школьным курсом математики, иллюстрирующих проблемно-ориентированные методы обучения, содержащих не только необходимую учебную информацию, но и раскрывающие историю возникновения соответствующих теорий, а также содержащих достаточное количество заданий для организации контроля и самоконтроля знаний студентов.
6. Разработаны система контрольных заданий и система контрольных мероприятий, охватывающих все виды контроля, от текущего до заключительного, а также способствующих овладению студентами навыками контроля, взаимоконтроля и самоконтроля за учебной деятельностью.
7. Экспериментально проверена результативность предложенной методической системы обучения математическому анализу будущих учителей математики и эффективность созданных учебно-методических пособий.
The thesis is dedicated to investigation of the problem of formation of mathematics teachers’ professional culture components, namely: mathematical, methodical, pedagogical, psychological, information, speech and moral culture. Mathematical analysis course structure and correspondent teaching system are proposed, which are oriented to improvement of mathematics teachers’ professional culture level, provide future teachers’ preparedness to mathematics teaching in education establishments of different types.