У дисертації теоретично узагальнено, обґрунтовано і вирішено наукову проблему - побудовано цілісну модель підготовки спеціаліста з інформаційного забезпечення системи управління невиробничою сферою. Освітньо-професійна програма є моделлю підготовки фахівця і ґрунтується на переліку завдань і обов’язків. Модель включає теоретичний, методологічний, управлінський, технологічний рівні підготовки до професійної діяльності. Основні професійні функції фахівця з інформаційного забезпечення управління в умовах інформатизації суспільства в містяться в межах комплексів функціональної спеціалізації: документно-інформаційні ресурси, інформаційні технології, управління інформаційною діяльністю, комунікації.
В диссертации теоретически обобщена, обоснована и решена научная проблем - разработана целостная модель подготовки специалиста по информационному обеспечению системы управления непроизводственной сферой. Созданная концепция базируется на научном обосновании содержания профессионального образования информационных специалистов, обусловленному процессами информатизации общества, качественным преобразованием всей информационной сферы жизни, развитием компьютерных информационных систем, гуманистическим подходом к процессам информатизации, которая предусматривает, прежде всего, решение задач существенного повышения интеллектуального уровня общества. Основные профессиональные функции специалиста по информационному обеспечению управления в условиях информатизации общества находятся в комплексах функциональной специализации: документно-информационные ресурсы, информационные технологии, управление информационной деятельностью, коммуникации, соответственно которым разработаны образовательно-квалификационные характеристики и построена модель деятельности специалиста по информационному обеспечению управления. Предложенная образовательно-профессиональная программа является моделью подготовки специалиста, базируется на перечне задач и обязанностей соответственно определенным комплексам функциональной специализации, которые являются универсальными для специалиста по информационному обеспечению управления. В содержании модели основные дидактические закономерности и принципы подготовки специалиста объединяются и взаимно согласовываются на основе таких концептов в структуре целей, содержания, форм и методов учебно-воспитательного процесса, как роль информации в общественном развитии, информационные системы как средство создания автоматизированной информационной инфраструктуры общества, функциональный подход теории управления, гуманистические модели управления трудом, информационная культура специалиста. Модель отражает структуру профессиональных знаний специалиста и включает теоретический, методологический, управленческий, технологический уровни подготовки к профессиональной деятельности. Образовательно-профессиональная программа, содержание профессионально-ориентированных дисциплин специалиста по информационному обеспечению управления непроизводственной сферой определены, исходя из уровней рефлексии профессиональной деятельности: объектно-ориентированного, субъектно-ориентированного и продуктоориентированного. Результатом теоретико-экспериментального исследования является разработанная модель подготовки и предложенный фрагмент учебного плана с перечнем соответствующих профессиональноориентированных дисциплин, овладение которыми необходимо для выполнения профессиональных задач и обязанностей специалистов, определено содержание этих дисциплин и их общая направленность. Определены педагогические условия подготовки специалистов по информационному обеспечению системы управления, предусматривающие - интеллектуальную и информационную поддержку организации образовательного информационного пространства путем широкого применения библиотек в содержательном, организационном, функциональном, коммуникативном аспектах обучения и воспитания специалиста; - проблемность обучения, широкое применение профессиональноориентированных форм обучения, в частности таких, которые касаются информационно-аналитической составляющей профессиональной деятельности специалиста по информационному обеспечению управления и продукто-ориентированной составляющей, связанной с созданием информационных продуктов с использованием соответствующих программных средств; - личностно-ориентированное обучение, высокая степень информатизации учебного процесса, его инновационность, использование информационных ресурсов дистанционного обучения. Экспериментально доказана педагогическая эффективность разработанных подходов, выявлен уровень готовности специалиста и его соответствие сформулированным образовательно-квалификационным требованиям на этапе обучения в форме рубежных и итоговых проверок, которые позволили оценить как степень готовности выпускника, так и выявить основные недостатки в процессе профессиональной подготовки. Разработаны учебные планы подготовки специалистов по информационному обеспечению управления с перечнем соответствующих профессионально-ориентированных дисциплин, а также программа сквозной производственной практики студентов как средство профессиональной адаптации будущих специалистов.
In the dissertation the theoretical generalization, substantiation and decision of a scientific problem - development of pedagogical bases of preparation of the managers of information systems as of system of initial rules is executed which define the general approach to a substantiation of the concept educational process of preparation of the experts in sphere of management of introduction and use of information systems. Is demonstrated, that the contents of professional work of the information specialist in modem conditions is characterized strengthening informational -analytical compound, a diversification of information requirements of customers in a management system and usage of computer and telecommunication systems and networks. The main professional functions of the specialist on a supply with information of control in conditions of informatization of company are in complexes of a functional specialization: the document-information resources, information technologies, control of an information work, communications, according to which one are designed the educational-qualifying characteristics and the model of activity of the specialist on a supply with information of control is constructed. The prospects of a field of professional activity on creation of information environment and information maintenance of the users are investigated, that has allowed to predict requirement of the experts of the appropriate structure.