Дисертацію присвячено дослідженню соціокультурного та праксеологічного контекстів функціонування й розвитку смаку та моди. На основі соціокультурного, філософсько- та культурно-історичного підходів розкрито факт укоріненості смаку й моди в антропологічних, соціокультурних та праксеологічних особливостях людського буття. Показано еволюцію у сприйнятті смакових уподобань та моди - їхній перехід від факторів естетосфери до чинників екзистенції буття людини. Виявлено онтологію, структурні елементи, знаково-символічну суть смаку й моди, уточнено класифікації їх функцій. З’ясовано, що в процесах поширення модних інновацій присутні елементи гри.
Рівень комунікаційної культури сучасних цивілізацій та етнічних й національних спільнот, вплив глобалізаційних процесів на трансформацію смаку й моди актуалізують проблеми ідентифікації та збереження етнонаціональних особливостей загалом і української спільноти зокрема.
Диссертация посвящена исследованию социокультурного и
праксеологического контекстов функционирования и развития вкуса и моды на основании социокультурного, философско-культурного и культурно-исторического подходов раскрывается погруженность вкуса и моды в
антропологические, социокультурные и праксеологические особенности человеческого бытия. Показана эволюция восприятия вкусовых предпочтений и моды от факторов эстэтосферы к факторам экзистенции человека, его
онтология. В современном обществе символическая сфера оказывается не только сущностью произведений искусства, как противопоставление повседневном существованию, но и сама жизнь постепенно перемещается в семиотическое
пространство. В глобализировонном мире красота перестала быть центральной эстетической нормой при оценке модных стандартов и объектов, она уступает место стремлению к инновациям. Спекулируя собственной новизной,
приобретает популярность низкий культурный уровень новых модных массовых стандартов. В процессах распространения модных инноваций присутствуют принципы игры: эвристическо-поисковый характер, демонстративность, презентация, обрядность, добровольность, непрактичность,
оперирование знаками и символами, наличие распределения ролей среди участников.
Анализ истории украинской моды показал, что к ее национальным чертам можно отнести регионально-самобытный характер, сочетание функциональной
целесообразности и художественной выразительности, стилистическое единство разных форм народного искусства, использование традиционных орнаментов и определенной цветовой гаммы, символизм, сочетание языческих
и христианских верований. Основными этническими характеристиками вкусовых особенностей украинцев являются такие: отстаивание национальных традиций, стремление к демонстративности, попытка бить или казаться более
состоятельными, лучшими за других, выражение собственной особенности, предоставление преимущества ярким цветам, любовь к украшениям художественно-декоративной отделки, придавание большого значения религиозным верованиям, символизму и морально-этическим нормам, стремление к чистоте, упорядоченности и бережливости, толерантное отношение к достижениям других культур. Уровень коммуникационной культуры современных цивилизаций и этнических национальных сообществ, влияние процессов глобализации на трансформирование вкуса и моды актуализируют проблемы идентификации, сохранения этнонациональных особенностей в целом и украинского
сообщества в частности. Новый этап развития украинской моды демонстрирует борьбу проявлений постмодерной массовой культуры и стремлений к возрождению национальных традиций. У художников и дизайнеров появляется важное задание - избежать растворения национальной культуры в массовой.
Вместе с тем эффективное решение этих вопросов заключается не в прямом копировании традиций, а в творческом использовании ассоциативных
категорий знаковой символики и основных традиций национального искусства.
This dissertation is dedicated to the study of the sociocultural and praxeological contexts of the function and development of taste and fashion. The implanting of taste and fashion preferences into the sociocultural and praxeological aspects of human existence is demonstrated by means of sociocultural, philosophical and historical cultural approaches. The evolution of the perception of taste and fashion preferences is shown, as well as their ontology, their structural components and their semiotic and symbolic essence. It is discovered that the processes connected with an increase in fashion innovations contain elements of a play. A structure is devised for classifying the functions of fashion. A classification is provided for taste functions.
The level of communicative culture in modem civilizations, in ethnic and national communities, and the influence of globalization processes on the evolution of taste and fashion lead to problems in identifying and preserving ethno-national characteristics in a general sense, and in particular with reference to the Ukrainian community.