Дисертація присвячена дослідженню психологічних умов особистісного розвитку підлітків з депресивними розладами. Виявлено існування ступеневого зв’язку залежності між психологічними умовами особистісного розвитку підлітків та формами депресивних розладів у них. Виокремлено систему психологічних умов особистісного розвитку, що відіграють роль механізмів виникнення депресивних розладів та систему психологічних умов корекції і оптимізацїї особистісного розвитку підлітків як основи подолання у них депресивних розладів.
Обґрунтовано доцільність застосування особистісного підходу до розв’язання проблеми підліткових депресивних розладів. Розроблено та апробовано програму подолання депресивних розладів у підлітків. Ефективність програми доведено позитивною динамікою формування конструктивних психологічних умов та тенденцій особистісного розвитку школярів підліткового віку в експериментальній групі. На основі результатів дослідження розроблено рекомендації, адресовані психологам закладів освіти, соціальним педагогам, вчителям, батькам.
Диссертация посвящена проблеме преодоление депрессивный расстройств у подростков. В основу диссертационного исследования заложено предположение о том, что первичным психологическим условием возникновения депрессивных расстройств в подростковом возрасте єсть недостаточная сформированность личностный механизмов саморегуляции и как следствие отклонения в их функционировании. Автор исследует психологические условия коррекции и оптимизации развития личности депрессивный подростков как одного из путей профилактики и преодоления подростковых депрессий.
В работе представлен анализ научно-теоретических концепций и подходов к изучению проблемы депрессивных расстройств, рассматриваются современные классификации депрессивных расстройств, возрастные особенности возникновения и протекания, анализируются их причини и симптоматика. Разработана модель психологических условий личностного развития подростков, которые играют роль механизмов возникновения у них депрессивных расстройств; экспериментально исследованы личностные свойства подростков, страдающих депрессией; определено систему психологических условий коррекции и оптимизации личностного развития подростков как основы преодоления у них депрессивных расстройств.
На основе анализа научно-методической литературы по проблеме исследования, исходя из цели и поставленных задач, определены теоретические походы к экспериментальному исследованию депрессивных состояний у школьников подросткового возраста, психологические условия личностного развития подростков с депрессивными расстройствами. Раскрыты методические основы исследования личностных свойств депрессивных подростков, представлено программу диагностики и выявления личностных особенностей подростков с депрессивными расстройствами; осуществлен анализ результатов констатирующего эксперимента относительно психологических условий возникновения депрессивных расстройств у школьников подросткового возраста. Разработан и апробирован личностный подход к преодолению депрессивных расстройств у школьников подросткового возраста; дано рабочее определение понятий личностной компетентности, субъективного образа депрессии, определены основные варианты субъективных депрессивных образов подростков; обнаружен и описан ряд личностных симптомов подростковых депрессивных расстройств разных форм выраженности, в частности, симптом низкой «Я»-толерантности к деструктивным влияниям, симптом личностной сенситивности, симптом отчаяния от своего «Я», симптом гипертрофии значения жизненных трудностей и препятствий, симптом аутодеструкгивности, симптом угнетенного «Я», симптом комплекса нонвалидности; разработаны, научно обоснованы модель симптоматики депрессивного расстройства и модель психологических условий развития депрессивных расстройств у подростков.
Разработана и апробирована программа психокоррекции личностных свойств подростков, предопределяющих их склонность к депрессивным расстройствам; коррекции и развития функций личностной саморегуляции, умений и навыков саморазвития личностных свойств, которые помогут преодолеть депрессию, а также необходимых для лучшего адаптирования и противостояния действию депресогенных факторов. Анализ результатов контрольного среза выявил позитивные изменения в личностной и психоэмоциональной сферах исследуемых. Результаты формирующего эксперимента подтвердили предположение о том, что эффективным способом преодоления подростковых депрессивных расстройств является глубинная перестройка структуры и качественных характеристик психологических условий личностного развития подростков путем оптимизации функций их системы личностной саморегуляции.
Разработанные практические рекомендации могут быть использованы школьными психологами, социальными педагогами, реабилитологами, учителями, родителями для развития личности депрессивных подростков, осуществления профилактики, преодоления у них личностно-депрессивных отклонений.
The dissertation is dedicated to the research in psychological conditions of personality development of adolescents with depression disorders. A stepwise link has Ьесяі discovered between the psychological conditions of adolescents’ personality development and forms of their depression disorders. A system of psychological conditions of personality development has been singled out, which act the part of devices that produce depression disorders. Another system has been singled out — that of psychological conditions of correction and optimization adolescents’ personality development as a basis for surmounting their depression disorders.
The author proves the appropriateness of applying a personal approach to solving the problem of adolescents’ depression disorders. A programme of surmounting adolescents’ depression disorders has been developed and approved. The efficiency of the programme has been proved by the positive dynamics of forming constructive psychological conditions and tendencies of personality development of adolescent schoolchildren in the experimental group.On the basis of the research recommendations have been elaborated for psychologists of educational institutions, social pedagogues, teachers and parents.