Дисертація висвітлює проблему організації мовної освіти у вищих навчальних закладах технічного профілю. У роботі теоретично обґрунтовано структурні компоненти професійно зорієнтованого мовлення і критерії його сформованості, визначено ефективні методи і прийоми, які сприяють удосконаленню професійно-ділового мовлення студентів технікумів і коледжів технічного профілю.
В диссертации рассматривается проблема организации языковой подготовки студентов техникумов и колледжей технического профиля. Во введении обоснованы актуальность исследования, определены его цель, объект, предмет, сформулирована гипотеза и задачи, освещается научная новизна, теоретическая и практическая значимость исследования, сформулированы основные положения, которые выносятся на защиту, описаны формы апробации работы. В первом разделе изложены современные требования к личности студента, охарактеризованы социолингвистические особенности профессионально сориентированной речи студентов, определены психолингвистические и педагогические принципы формирования профессионально сориентированной речи, проанализирован ход решения проблемы в условиях высшей школы. Отмечается, что профессионально важными для студента технического профиля являются не только чисто профессиональные способности, обеспечивающие участие индивида в определенной сфере производственной деятельности, но и социальные, способствующие включению специалиста в систему жизнедеятельности общества. Доказывается, что владение культурой профессионально сориентированной речи гарантирует специалисту любого профиля ощутимый успех в профессиональной деятельности, в связи с чем делается вывод, что формирование профессионально сориентированной речи следует рассматривать как одно из важных направлений профессиональной подготовки специалистов технического профиля. Указывается, что проблема организации языковой подготовки нефилологов привлекла внимание лингводидактов, однако неисследованными остаются вопросы методики проведения учебных занятий, способствующих формированию профессионально сориентированной речи. Проведенный социолингвистический анализ особенностей профессионально сориентированной речи студентов техникумов и колледжей технического профиля позволил определить, что стремление к лаконизму и точности передачи информации обуславливает сужение диапазона используемых языковых средств. В составе профессионально-деловой лексики преимущественно стереотипные обороты, ускоряющие процесс приема-передачи информации, а также производственно-техническая терминология, собственно деловая лексика (обеспечивающая профессиональное общение в общем смысле), межстилевая лексика и фразеология. В соответствии с социальными условиями коммуникации соотношение этих групп меняется. На основании анализа соответствующих научных исследований определены структурные компоненты культуры деловой речи: 1) правильность (нормативность) речи; 2) речевое мастерство; 3) лингвистическая сознательность. Отмечается, что с точки зрения психолингвистики эффективно параллельно работать над совершенствованием правильности речи и речевого мастерства, используя для этого систему коммуникативных упражнений. Показано, что наиболее педагогически оправданы: изложение теоретического материала с ориентацией на будущую профессиональную деятельность; использование диалога как основного метода изложения; организация социально-ролевых игр, активизирующих учебную деятельность; стимулирование процесса интериоризации знаний посредством специальной организации учебной среды, эмоциональности проведения занятий. По определенным нами критериям проанализирован фактический уровень сформированности профессионально сориентированной речи студентов. Установлено, что доминируют низкий и средний уровни. Это еще раз подтверждает актуальность избранной нами темы исследования. Во втором разделе смоделирован процесс поэтапного формирования профессионально сориентированной речи студентов техникумов и колледжей технического профиля, который предполагает: коррекцию речи будущих специалистов производственной сферы согласно норм литературного языка, пополнение их словарного запаса речевыми клише, характерными для делового общения, формирование у них умения подбирать для оформления актов коммуникации соответствующие вербальные и невербальные средства с учетом социального статуса партнера, развитие контрольно-стимулирующих навыков организации речевой деятельности. Изложены результаты экспериментального исследования: обоснованы формы и методы проведения учебных занятий, определены оптимальные приемы контроля учебной деятельности студентов. Анализ результатов формирующего эксперимента свидетельствует об эффективности предложенной методики формирования профессионально сориентированной речи у студентов техникумов и колледжей технического профиля.
The dissertation represents the problem of organization in language education in High Educatinal Schools of technical profile. In the dissertation the structure components are theoratically motivated in culture of professional oriented speech and creterions its forming. The effective methods and ways promoting the improvement of professional and business language for students of technical schools and colleges are defined.