Дисертаційне дослідження присвячене проблемі професійної підготовки вчителя, яка розглядається як система в освітньому процесі Польщі. Проаналізовано стан проблеми в історичному та психологопедагогічному аспектах; виявлено базові передумови та об'єктивна необхідність проведення освітніх реформ у країні. як рушійної сили в оновленні системи професійної підготовки вчителя до практичної діяльності; розроблено структурно-змістову модель підготовки вчителя в освітніх
навчальних закладах; виявлено і розкрито оптимальні напрямки та зміст професійної підготовки вчителя на основі оновлення принципів і з врахуванням особливостей суб"єктної персоналістичної педагогіки; розкрито сутність і особливості системи освіти Польщі. У дисертації представлені основні форми організаційно-методичного забезпечення процесу навчання студентів, виявлено та експериментально доведено доцільність застосування новітніх технологій у навчальному процесі, зокрема, модульного навчання. Розкрито авторське бачення
структури особистості вчителя, його особистісних і професійних якостей, формування яких базується на аксіологічних підходах у розвитку майбутнього вчителя. Експерименально перевірено оптимальність функціонуючої системи підготовки вчителя в сучасних умовах розвитку освіти в Польщі.
The thesis research concerns the problem of the professional teacher training, which is observed as a specific system in the educational process of Poland. The author analyzed historical and psychologo-pedagogical aspects of the problem; discovered some basic prerequisites and objective necessity for the educational reforming in the country; developed the structure model of the teacher training in educational establishments; discovered the optimal trends and contents of the professional teacher training due to the new principles and the personalistic (subject) pedagogy; studied the specific peculiarities of Polish educational system. In the thesis the principal forms o f the organizational methodical provision of the student training process are represented. The author found and proved advisability of the new technologies application, module education in particular. The author’s concept of the teachers’ personality structure, their personal and professional qualities due to the axiological approaches for the future teacher development had been exposed. The optimality of the current teacher training system under the modem conditions had been proved experimentally in Poland.
Диссертационное исследование посвящено проблеме профессиональной подготовки учителя, рассматриваемая как самостоятельная система в структуре образования Польши. Осуществлен анализ состояния данной проблемы в историческом и психологопедагогическом аспектах; раскрыты объективные предпосылки и необходимость осуществления образовательных реформ в стране как движущей силы обновления системы профессиональной подготовки учителя к
практической деятельности; разработано структурно-содержательную модель
подготовки учителя в учебных заведениях разного типа; выявлено и раскрыто оптимальные направление и содержание обучения будущего учителя на основе обновленных принципов и с учетом особенностей персоналиста четкой (субъектной) педагогики; раскрыто сущность системы образования Польши; уточнено содержание понятий "система образования", "профессиональная, подготовка учителя", "субъектная педагогика" и др; в диссертации рассмотрена возможность организационно-методического обеспечения процесса обучения студентов, выявлено и экспериментально доказано целесообразность применения новых технологий в учебном процессе высшей педагогической школы, в частности, модульного обучения, способствующее активизации развития трех групп умений: инструментальных, инновационных, методологических. Раскрыто авторское видение структуры личности учителя с учетом его личностных и
профессиональных качеств, формирование которых базируется на аксиологических подходах. Автор осуществляет экспериментальную проверку оптимальности функционирующей системы профессиональной подготовки будущего учителя в современных условиях развития образования в Польше. Установлено, что подготовку студентов необходимо рассматривать в единстве таких качеств, как широкая профессиональная ориентация, развитие личностной мотивации с внутренней установкой студента на будущую учительскую деятельность. Внедрение модели основывается на использовании комплекса принципов, форм и содержания с учетом их взаимосвязи, основных социальных требований общества и современной школы к учителю конца XX века. Оптимальным условием управления обучением студентов является организация многоуровневой системы их подготовки к профессиональной деятельности. Этому
способствует включение в учебный процесс не только новых педагогических
технологий, но и новых подходов к субъектам обучения (выявление уровня
интересов, мотивации, наличия тих или иных знаний, умений), а также основных целей обучения (цели, позволяющие реализовать весь комплекс профессиональной подготовки; направленные на развитие и удовлетворение
индивидуальных потребностей и цели создающие основу защиты собственных профессиональных и экзестенциональных ролей). При этом обосновано, что цели определяются моделью образования, преобразованиями в обществе, перспективой деятельности учителя, актуальностью философского идеала, перспективой видения будущего образования и личностью самого индивидуума.
Одним из важных аспектов, раскрытых в диссертации, является взаимодействие сотрудничества общеобразовательной и высшей школы как двух автономных субъектов единой системы образования. В соответствии с задачами исследования в монографии осуществлен анализ особенностей учительской профессии, этапы ее развития, методы и приемы диагностики профессиональных качеств. В результат обобщения выводов, можно сказать, что профессиональная подготовка личности и ее структура довольно многогранны и вариативны, поскольку
профессиональная подготовка как феномен является и категорией деятельности и теории личности в их взаимосвязи. В результате анализа разных подходов к процессу конструирования и проектирования целей образования были определены критерии, характеризующие особенности содержания образования и двух основных типов моделей обучения студентов: синхронная и диахронная.