На основі системного аналізу психолого-педагогічної та науково-методичної літератури теоретично обгрунтовано структуру, зміст і сутність поняття “пізнавальна активність”. Зокрема, уточнено поняття “пізнавальна активність старшокласників на уроках технологій”; визначено критерії, показники та рівні сформованості пізнавальної активності старшокласників на уроках технологій з використанням засобів ІКТ. У роботі обгрунтовано сукупність педагогічних умов та спроектовано методику поетапного розвитку пізнавальної активності старшокласників на уроках трудового навчання засобами інформаційно-комунікаційних технологій. Результати педагогічного експерименту підтвердили ефективність спроектованої методики “Пізнавальна активність старшокласників засобами інформаційно-комунікаційних технологій” на уроках технологій у спеціально створеному інформаційно-освітньому середовищі старшої школи.
В диссертации исследуется проблема развития познавательной активности учащихся старшей школы на уроках технологий посредством информационнокоммуникационных технологий. На основе системного анализа психологопедагогической и научно-методической литературы теоретически обоснованы структура, содержание и сущность понятия “познавательная активность”. В частности, в работе представлена авторская трактовка понятия “познавательная активность старшеклассников на уроках технологий с использованием средств ИКТ”, а именно нами оно рассматривается как сложное личностное образование, которое обеспечивает необходимые внутренние условия для формирования творческой личности и проявляется в постоянной готовности к деятельности, энергичности, заинтересованности и стремлении постичь новое, неизвестное. Проанализирована структура познавательной активности, на основе которой были определены критерии, показатели и уровни сформированности познавательной активности старшеклассников на уроках технологий с использованием средств информационно-коммуникационных технологий. В диссертации были изучены различные средства, которые влияют на развитие познавательной активности учащихся, однако доказано, что познавательная активность старшеклассников более полно формируется с использованием в учебном процессе средств информационно-коммуникационных технологий и в специально созданной информационно-образовательной среде. Исходя из ключевых педагогических принципов, которые успешно реализуются посредством ИКТ, в исследовании были определены и научно обоснованы педагогические условия эффективного развития познавательной активности учащихся с использованием средств информационнокоммуникационных технологий, которые могут осуществляться на любом этапе урока, в зависимости от цели: создание атмосферы сотрудничества и доброжелательности на уроке; содействие становлению адекватной самооценки учащихся, совершенствование их самоконтроля, самоорганизации, рефлексии; комплексное использование наглядности; соблюдение оптимального соотношения между требованиями к ученику и его реальными возможностями; создание проблемных ситуаций в процессе закрепления материала; использование элементов нестандартности; практико-ориентированная направленность учебного материала; включение учащихся в активную деятельность и новые формы работы на уроке. Основой для построения методики формирования познавательной активности старшеклассников на уроках технологий стала коммуникативная стратегия “winwin”. которая предусматривает построение партнерских отношений между учителем и учеником. Раскрыты этапы педагогического эксперимента, показаны результаты констатирующего этапа эксперимента, проанализированы результаты работы формирующего этапа; сделана диагностика познавательной активности учащихся старшей школы на уроках технологий. Таким образом, спроектированная в исследовании методика построена на коммуникативной стратегии “win-win” в соответствии с ключевыми педагогическими принципами и педагогическими условиями, которая нацелена на повышение уровня познавательной активности старшеклассников средствами ИKT на разных этапах уроков технологий. Результаты педагогического эксперимента подтвердили эффективность спроектированной методики формирования познавательной активности старшеклассников средствами информационно-коммуникационных технологий на уроках технологий при определённых педагогических условиях и в специально созданной информационно-образовательной среде старшей школы.
Based on a systematic analysis of psychological and educational and methodological literature theoretically grounded structure, content and essence of the concept of “cognitive activity”. In particular, were clarified the concept of “cognitive activity of senior pupils at lessons of technologies”; the criteria, indicators and levels of cognitive activity of senior pupils at lessons of technologies using means of information and communication technologies had been clarified. In this work were substantiated aggregate set of pedagogical conditions and teaching methodology designed phased development of cognitive activity of senior pupils at lessons of senior pupils by means of information and communication technologies. The results of pedagogical experiment confirmed the effectiveness of teaching methods that had been designed “Cognitive activity of senior pupils by means of information and communication technologies” at the lessons technology in specially-created informational and educational environment of high school.