У дисертаційному дослідженні вперше у вітчизняному богослов’ї та релігієзнавстві здійснено комплексний аналіз богословської та соціальної ідентифікації п’ятидесятницького руху, основних теологічних та еклезіологічних траєкторій розвитку вітчизняного п’ятидесятництва. Виявлено соціально-релігійні передумови, світоглядно-богословський контекст та історико-культурні чинники виникнення і розвитку руху, особливості його континентальних й історико-теологічних форм. Продемонстровано поліваріантний характер походження руху у багатьох осередках, виокремлено причини успішної адаптації п’ятидесятництва у різноманітних контекстах. В результаті аналізу з’ясовано, що п’ятидесятництво можна ідентифікувати завдяки його христологічній харизматичній духовності, вираженій у прагненні зустрітися з Богом через пневматологічні особливості руху: молитву на мовах, практику зцілення, акцент на чудесах та знаменах, вівтарний характер богослужіння. Встановлено характеристики руху, які забезпечують йому привабливість, а саме: рестораціонізм, вербальність, наративність, егалітаризм, акцент на перетворенні. Обгрунтовано, що в трата апокаліптичного фактору в п’ятидесятництві сприяла ресакралізації повсякденності та переходу від індивідуального преображения християнина до заклопотаності соціальними проблемами та преображениям творіння. На прикладі українського п’ятидесятництва продемонстровано особливості набуття регіональним рухом богословської та соціальної ідентичності у складних суспільно-політичних, світоглядних та релігійних умовах.
В диссертационном исследовании впервые в отечественном богословии и религиоведении осуществлен комплексный анализ богословской и социальной идентификации пятидесятнического движения, основных теологических и экклезиологических траекторий развития отечественного пятидесятничества. Выявлены социально-религиозные предпосылки, мировоззренчески-богословский контекст и историко-культурные факторы возникновения и развития движения, особенности его континентальных и историкотеологических форм. Продемонстрирован многоочаговый характер происхождения движения, выделены причины успешной адаптации пятидесятничества в различных контекстах. Выявлено, что основным критерием определения идентичности пятидесятничества есть характерная духовность движения, а не история, доктринальные концепции или устройство церковных структур. Харизматичный компонент пятидесятнической духовности обеспечивается ощущением ожидания прямой, личной, преображающей встречи с Богом как на уровне личного опыта, так и в литургических практиках. Приоритетное внимание к учению о крещении Святым Духом с признаком дара других языков, а также исцеления усиливает духовное переживание, связанное с желанием встретиться с Господом. Доказано, что в целом пятидесятничество следует анализировать не как деноминации или множество деноминаций, а как движение, которое по своему трансформирующему для религии потенциалу подобно к раннему христианству или Реформации. Установлено, что пятидесятничество формируется как неформальное объединение христиан и общин, подход которых к церкви основан на демократическом, эгалитарном, децентрализованном движении рядовых верующих, объединенных не институциональными рамками, а общим харизматическим опытом. Обосновано, что пятидесятническое учение о разделении рождения сверху и крещения Святым Духом основано на утверждении нормативной ценности нарративов Нового Завета. В результате анализа установлено, что пятидесятничество можно идентифицировать благодаря его христологической харизматической духовности, выраженной в стремлении встретиться с Богом через пневматологические особенности движения: молитву на языках, практику исцеления, акцент на чудесах и знаменах, алтарный характер богослужения. Установлено характеристики движения, которые обеспечивают ему привлекательность, а именно: ресторационизм, вербальность, нарративность, эгалитаризм, акцент на преобразование. Обосновано, что потеря апокалиптического фактора в пятидесятничестве способствовала ресакрализации повседневности и перехода от индивидуального преобразования христианина к озабоченности социальными проблемами и преображением творения. На примере украинского пятидесятничества продемонстрированы особенности приобретения региональным движением богословского и социального идентитета в сложных общественно-политических, мировоззренческих и религиозных условиях. Доказано, что представители отечественного пятидесятничества интерпретировали собственный духовный опыт как инструмент для совершения миссии, в то время как современное поколение пятидесятников видит в нем особый элемент идентичности движения.
In this thesis for the first time in the national theology and religious studies a comprehensive analysis of the theological and social identification of the Pentecostal movement, the main theological and ecclesiological trajectories of the development of the national Pentecostalism was carried out. The social and religious preconditions, philosophical and theological context and historical and cultural factors of the origin and development of movement, peculiarities of its continental and historical-theological forms were revealed. The multivariate character of the origin of movement in many centers is demonstrated, the reasons for the successful adaptation of the Pentecostal in various contexts are singled out. The analysis revealed that Pentecostalism can be identified through its christological charismatic spirituality, expressed in the quest for meeting God with the pneumatological peculiarities of the movement: prayer in languages, practice of healing, emphasis on miracles and signs, altar type of worship. The characteristics of the movement that are attractive to it are established, in particular: restorationism, verbalization, narrativism, egalitarianism, emphasis on transformation. It is substantiated that the loss of the apocalyptic factor in the Pentecostalism contributed to the resacralization of everyday life and the transition from the individual transformation of a Christian to the concern of social problems and the transformation of creation. On the example of the Ukrainian Pentecostalism, features of the acquisition of the regional movement of theological and social identity in complex socio-political, ideological and religious conditions were demonstrated.