Дисертацію присвячено теоретико-експериментальному дослідженню проблеми формування пізнавального інтересу учнів підліткового віку в процесі музично-пізнавальної діяльності із використанням мультимедійних технологій на уроках музики в загальноосвітній школі. У дисертації уточнено зміст і компонентну структуру пізнавального інтересу підлітків на уроках музики; визначено критерії, показники та рівневі характеристики сформованості пізнавального інтересу школярів підліткового віку; обгрунтовано педагогічні умови, які забезпечують ефективність і оптимальність формування досліджуваного феномену; висвітлено сутність поняття «мультимедійні технології», охарактеризовано мультимедійні технології та визначено особливості їхнього застосування на уроках музики з метою формування пізнавального інтересу учнів 5-8 класів загальноосвітньої школи. Теоретично обґрунтовано й експериментально перевірено ефективність методики формування пізнавального інтересу підлітків на уроках музики засобами мультимедійних технологій; розроблено модель уроку музики із застосуванням мультимедійних технологій.
Диссертация посвящена исследованию проблемы формирования познавательного интереса учащихся подросткового возраста в процессе музыкально-познавательной деятельности с использованием мультимедийных технологий на уроках музыки в общеобразовательной школе. В диссертационной работе познавательный интерес подростков на уроках музыки рассматривается как избирательное отношение личности к музыке с целью выявления и усвоения индивидуально ценного, значимого в процессе музыкально-познавательной деятельности, которому свойственны интеллектуальная активность, стремление к самостоятельному поиску новых знаний, эмоциональное увлечение процессом познания, осуществление волевой саморегуляции и самооценивания. В его структуре выделены мотивационно-целевой, эмоционально-ценностный, деятельно-поисковый и регулятивно-волевой компоненты. Мультимедийные технологии в аспекте данного исследования трактуются как комплекс аппаратных и программных средств, которые дают возможность пользователю работать в диалоговом режиме с разными типами информации, организованными в единую систему. В диссертации подана классификация мультимедийных средств обучения, применяемых в музыкальном образовании, охарактеризованы основные мультимедийные технологии, указаны особенности их применения на уроках музыки. В ходе исследования была разработана методика формирования познавательного интереса подростков средствами мультимедийных технологий. Данная методика представляет собой систему взаимосвязанных педагогических условий, методов, приёмов, организационных форм и средств и предусматривает реализацию формирующего педагогического влияния на грех этапах: стимулирующе-подготовительном, установочноисследовательском, самостоятельно-исследовательском. Основные этапы компьютерного урока, соответствующие им методы и средства представлены в разработанной модели урока музыки с использованием мультимедийных технологий. В ходе исследования с целью оценивания уровня сформированности познавательного интереса учащихся были выявлены соответствующие критерии и показатели, описаны уровни сформированности познавательного интереса: низкий (эмоционально-созерцательный), средний (побудительнонакопительный), достаточный (инициативно-репродуктивный), высокий (самостоятельно-поисковый). Применение экспериментальной методики способствовало созданию благоприятных условий для усиления ориентации учащихся на саморазвитие через самостоятельную музыкально-познавательную деятельность. Подтверждением эффективности разработанной методики является выявленная в результате математической и статистической обработки данных качественная положительная динамика уровневых показателей познавательного интереса учащихся экспериментальной группы.
Dissertation is dedicated to theoretical and experimental study of the problem of student teenagers’ cognitive interest in process of musical and cognitive activity using the multimedia technologies at the music lessons in general education school. It is specified in Dissertation the context and component structure of student teenagers’ cognitive interest at the music lessons; are determined criteria, factors and level characteristics of formed the student teenagers’ cognitive interest; grounded are pedagogical conditions providing efficiency and optimality of the studied phenomenon forming; clarified the essence of notion “multimedia technologies”, characterized the multimedia technologies and determined particular features of their application at the music lessons with purpose to form cognitive interest of the 5-8th grades students of a general education school. Efficiency of teenagers’ cognitive interest forming at the music lessons using the multimedia technologies was grounded theoretically and verified experimentally; the model of music lesson using multimedia technologies has been developed.