У дисертації вперше здійснено аналіз розвитку проблеми щастя як педагогічної категорії в історії вітчизняної освіти і виховання. Конкретизовано безпосередній внесок видатних українських педагогів досліджуваного періоду (XVIII - поч. XXI ст.) у розробку теоретичних засад означеної проблеми, розкрито своєрідність їх поглядів на сутність щастя як педагогічної категорії і шляхи його досягнення. В контексті окресленої проблеми виявлено і узагальнено досвід відомих вітчизняних і зарубіжних педагогічних систем. Визначені можливості творчого використання теоретичного надбання і практичного досвіду просвітителів минулого в нових умовах творення національної освіти, накреслені напрями розвитку ідеї щастя як педагогічної категорії. Подані пропозиції щодо успішного розв’язання досліджуваної проблеми у загальноосвітніх закладах України.
В диссертации исследована и представлена в виде целостного анализа проблема счастья как педагогическая категория в истории отечественного образования и воспитания. Установлено, что счастье как педагогическая категория принадлежит к актуальной историко-педагогической проблеме. В результате научного поиска выявлено: счастье - это одна из сложных педагогических категорий; в отечественной психологопедагогической литературе заметна недооценка категории счастья. Те научные разработки, которые появились в последнее время (Г. Васянович, Т. Кочубей, Д. Пащенко, А. Розенберг, Л. Смольская, Л. Ткачук) лишь частично касаются исследуемой проблемы. Ни в одном информационном научном источнике нет определения счастья как педагогической категории. В этой связи показана взаимосвязь исследуемого понятия с этической категорией счастья и дана его дефиниция. В диссертации показано, что понимание и осмысление феномена счастья в условиях модернизации современного образования и воспитания является результатом длительного развития гуманитарных наук, а также функционирования известных педагогических систем. Осуществленный анализ истории развития философско-педагогической мысли от античной эпохи к современности дал широкий диапазон взглядов, иногда противоречивых, на сущность человеческого счастья, счастья как педагогической категории и пути его достижения. В результате анализа генезиса проблемы счастья как педагогической категории в истории отечественного образования и воспитания выявлено: гуманистическая идея счастья эволюционировала в процессе развития народной педагогики, нашла глубокое теоретическое обоснование в трудах мыслителей XVIII - начала XX в. (Г. Сковороды, О. Духновича, П. Юркевича, К. Ушинского, Н. Пирогова, Я. Чепиги, С. Русовой и др.), а наиболее глубокий анализ и творческое применение осуществлено выдающимися педагогами-гуманистами XX в. А. Макаренком и В. Сухомлинским. В диссертации обобщены взгляды ученых и общественных деятелей на развитие идеи педагогического счастья. Акцентируя внимание на сложности проблемы, недостаточности необходимых условий, касающихся ее решения в конкретном историческом периоде, известные мыслители прошлого были единодушны в следующем: вопрос о счастливом ребенке преобразуется в вопрос о счастливом взрослом; педагогическое счастье имеет две органически взаимосвязанные стороны: детское счастье и счастье воспитателя. Каждая из этих сторон характеризуется своей сущностью и конкретными составляющими. В процессе исследования определена магистральная идея педагогики детского счастья: каждый ребенок имеет свою вершину, и цель всех педагогических усилий учителей и родителей помочь ее достичь, создать необходимые условия для развития природных задатков и наклонностей, воспитать ребенка счастливым. В этом смысл и сущность счастья педагога. Осуществлен анализ современной психолого-педагогической и методической литературы, соответствующих нормативных документов по вопросам организации и развития национальной системы образования Украины, которые являются актуальными и сегодня в контексте исследуемой проблемы. В ходе исследования определены составляющие педагогического счастья и раскрыты пути его достижения. В работе сделаны выводы, согласно которым материалы исследования могут быть творчески использованы в процессе изучения курсов педагогики, истории педагогики, основ педагогического мастерства, при написании дипломных и магистерских работ в педагогических учебных заведениях. Исследовано дальнейшее развитие идеи счастья как педагогической категории в отечественной психолого-педагогической литературе и практике общеобразовательной школы.
The dissertation is the first endeavor to analyze the development of the problem of happiness as a pedagogical category in the history of the national education. It specifies the personal contribution of outstanding educators of the target period (XVIII-XXI centuries) to the elaboration of the theoretical foundations of the abovementioned problem, describes the uniqueness of their views on the essence of pedagogical happiness, its components and conditions for reaching it. In the context of the mentioned problem, the experience of the activities of well-known Ukrainian and foreign pedagogical systems is identified and generalized. The opportunities for the creative application of theoretical inheritance and practical experience of the educators of the past under the new conditions of the national system formation are determined; new tendencies of the development of the idea of pedagogical happiness are outlined. Some suggestions to solve the investigated problem at general comprehension educational institutions of Ukraine are offered.