Дослідження присвячено проблемі формування плавальних умінь і навичок студенток 17-20 років вищих навчальних закладів нефізкультурного профілю з врахуванням плавально-координаційної схильності. Метою дослідження було теоретично-наукове обгрунтування, розробка та експериментальна перевірка методики формування спеціальних умінь і павичок на початковому стані навчання плавання студенток, які не вміють плавати. У роботі показана важливість врахування на початкових етапах навчання плавання особливостей нейромоторики людини, яка є спадковою характеристикою нервової системи людини і проявляється в плавальних рухах нижніми кінцівками при потраплянні людини до водного середовища. У дисертації експериментально доведена ефективність запропонованої методики формування плавальних умінь і навичок на заняттях з фізичного виховання зі студентською молоддю у вищих навчальних закладах.
Исследование посвящено вопросу формирования плавательных умений и навыков студенток 17-20 лет высших учебных заведений нефизкультурного профиля с учётом наследственно обусловленной плавательно-координационной предрасположенности. В работе показана важность учёта на начальных этапах обучения плаванию особенностей нейромоторики человека, которая является наследственной характеристикой нервной системы. Данное свойство организма имеет проявление в плавательных движениях нижними конечностями при попадании человека в воду. Таким образом, состояние обучаемого является одним из важнейших факторов успешности обучения. Научные исследования показывают, что из всего контингента обучающихся плаванию быстро и качественно осваивают навык плавания и спортивную технику лишь 10-15%. Около 55-60% обучается за этот период удовлетворительно и около 15-20% обучаемых за отведенный срок не в состоянии освоить навык плавания. В этом случае можно говорить о способностях обучаемых, и существовании определенной зависимости результатов освоения ими специальных умений и навыков от их индивидуальной предрасположенности к обучению. В диссертации проведен формирующий сравнительный эксперимент с применением методики обучения плавательным умениям и навыкам с учетом моторно-координационной предрасположенности. Таким образом, для определения взаимосвязи успешности обучаемости неумеющих плавать студенток 17-20 лет с их индивидуальной предрасположенностью к выполнению плавательных движений нижними конечностями в диссертационном исследовании весь контингент исследуемых, состоящий из неумеющих плавать студенток высших учебных заведений нефизкультурного профиля был разделен не четыре учебные группы. Приоритетным критерием дифференциации контингента студенток на группы являлась плавательная предрасположенность к одному из двух спортивных способов плавания (кроль на груди и брасс), выявленная с помощью тестового плавательного задания. Занятия в двух экспериментальных группах проводились по методике, предложенной автором с учётом плавательной предрасположенности. В контрольных группах данная предрасположенность нс учитывалась и процесс обучения проводился по общепринятой методике обучения. В работе представлена системно-структурная модель организации процесса начального обучения плавания студенток 17-20 лет высшего учебного заведения нефизкультурного профиля. На основе полученных данных разработаны таблицы выявления плавательной предрасположенности к одному из спортивных способов плавания на начальных этапах обучения студенток 17-20 лет. не умеющих плавать. Параллельно были также разработаны критерии оценивания учебных достижений студенток высших учебных заведений нефизкультурного профиля по предмету "Физическое воспитание" в модуле "Плавание" но модульно-рейтинговой системе оценивания. В основу таблиц оценивания практических навыков и умений студенток, прошедших курс обучения плавания по дифференцированной методике с учётом плавательной предрасположенности были положены усредненные результаты выполнения плавательных заданий студентками экспериментальных групп, продемонстрированные ими в конце учебного периода. В результате проведения статистической обработки результатов исследования была экспериментально доказана эффективность предложенной методики формирования плавательных умений и навыков на занятиях по физическому воспитанию студенток высших учебных заведений нефизкультурного профиля неумеющих плавать.
The thesis is devoted to the problem of question to organizations and methodses of the undertaking lessons with the students-woman of 17-20 years, which not know how to sail. Within the framework of differentiated approach categorization on typological groups is realized on base hereditary conditioned co-ordination aptitudes. In given article is considered question to need of the use some factor, as criterion of the differentiation process of the initial studeducation to sail. In article is considered question of the choice of the methods with provision for factor co-ordination aptitudes to swimming motions by lower limbs, typical one of the sail style. Experimental is proved efficiency of the offered methods of the shaping the swimming skills and skill on occupation on physical education with student youth in high school.