Дисертація присвячена актуальній проблемі сучасної мистецької освіти - формуванню художньо-образної пам’яті майбутніх учителів музики. Розкрито сутність, зміст, структуру художньо-образної пам’яті як професійно необхідної якості майбутнього вчителя музики. Визначено принципи, педагогічні умови та методи формування художньо-образної пам’яті студентів музично-педагогічних факультетів у процесі фортепіанного навчання.
Розроблено та апробовано методику поетапного формування художньо-образної пам’яті майбутніх учителів музики у процесі фортепіанного навчання на основі індивідуального підходу до активізації мнемічної діяльності студентів та експериментально доведено її ефективність.
Диссертация посвящена исследованию проблемы формирования художественно-образной памяти будущих учителей музыки в процессе фортепианного обучения. Актуальность исследования обусловлена современными требованиями к профессиональной подготовке учителей музыки, акцентирующими важность понимания и воспроизведения учителем художественно-образного содержания музыки, использования музыкально-исполнительского опыта в педагогической деятельности. Художественно-образная память рассматривается как профессионально необходимое качество будущего учителя музыки
На основе комплексного анализа научной литературы прослежена эволюция исследования феномена памяти, систематизированы подходы к изучению художественно-образной памяти учителя. На основе системного похода определены сущность и структура художественно-образной памяти учителя музыки.
Определены принципы, педагогические условия, формы и методы формирования художественно-образной памяти будущих учителей музыки в процессе фортепианного обучения.
Согласно разработанных критериев проведено педагогическое диагностирование сформированности художественно-образной памяти студентов музыкально-педагогических факультетов. В результате проведенного констатирующего эксперимента выявлено и охарактеризовано три уровня сформированности исследуемого феномена: высокий, средний, низкий.
На основе принципов индивидуального и деятельного подходов, культурологической направленности учебного процесса, осознания закономерностей художественного отражения действительности в исполнительском процессе, эмоциональной насыщенности исполнительской интерпретации, творческого самовыражения в исполнении художественных образов музыки - разработана методика поэтапного формирования художественно-образной памяти будущих учителей музыки в процессе фортепианного обучения. Согласно разработанным педагогическим условиям формирования художественно-образной памяти будущих учителей музыки в процессе фортепианного обучения (создание художественнотворческой среды обучения; стимулирование студентов к познанию сущности художественных образов; целенаправленное формирование обобщенных приемов воспроизведения художественных образов на основе изучения логики интерпретационного процесса; обеспечение приоритета самостоятельно-творческой деятельности) представлено комплекс методов и приемов активизации мнемической деятельности студентов, описаны формы и содержание педагогической работы.
С целью проверки эффективности разработанной методики проведен формирующий эксперимент со студентами I - II курсов музыкально- педагогических факультетов. Последовательность проведения педагогической работы по формированию каждого из компонентов художественно-образной памяти (мотивационно-ценностного, рационапыю-когнитивного, эмоционально-эмпатического, творчески-праксеологического) определена согласно выделенных этапов: адаптационного, ориентационного, деятельного, творческого.
Проверка результативности проведенной экспериментальной работы осуществлялась с помощью сравнительного анализа уровней сформированности художественно-образной памяти студентов экспериментальной и контрольной групп. Результаты исследования свидетельствуют об эффективности разработанной методики и подтверждают необходимость ее широкого внедрения в практику музыкально-педагогических факультетов.
The dissertation is devoted the issue of the day of modern artistic education - forming artistically vivid to memory of future music teachers. Essence, maintenance, is exposed. Essence, maintenance, is exposed, structure artistically vivid to memory as professionally necessary quality of future music teachers. Certainly principles, pedagogical terms and forming methods artistically-vivid to memory'of future music teachers in the process of piano studies.
A forming method is modelled and approved artistically-vivid to memory of future music teachers in the process of piano studies on the basis of individual approach and its efficiency is experimentally well-proven.