У дисертації проведено аналіз теоретико-методологічпих підходів до вивчення місця і ролі людини в процесі формування громадянського суспільства загалом, на основі якого визначено умови, необхідні для його ефективного становлення в Україні.
Започатковано новий науковий системний підхід до вивчення людиноцентристського характеру громадянського суспільства. Поглиблено розуміння людини як суб’єкту і об’єкту громадянського суспільства, яка набула специфічних ознак у процесі формування громадянського суспільства в Україні в період утвердження незалежності. Доведено, що на основі суспільно- політичної позиції людини як члена недержавних організацій, її партійної і громадянської діяльності змінюються її моральні пріоритети, а також її соціальна активність як носія громадянських характеристик.
Особливо наголошено на тому, що держава та громадянське суспільство приречені на функціональну взаємодію і взаємозалежність, бо за відсутності чи невиразності будь-якого з цих елементів система сучасного соціуму приречена на буттєву стагнацію і управлінську непереконливість.
Громадянське суспільство розглядається як складне соціокультурне утворення, засноване на системі приватних, громадських, соціально- економічних, національних, політичних відносин та інститутів, незалежних від держави, що грунтується на демократичних цінностях, гуманістичних моральних орієнтирах та правових принципах.
Показано, що свобода і відповідальність людини є основою для формування громадянської культури особистості, що визначає міри
громадського впливу (участі) суспільства і держави на цей процес.
Обгрунтовано провідну роль освітнього процесу в становленні громадянської культури особистості та запропоновані принципи її виховання в освітніх закладах.
В диссертации проведен анализ теоретико-методологических подходов к изучению места и роли человека в процессе формирования гражданского общества в целом, на основе которого определены условия, необходимые для его эффективного становления в Украине.
Обоснован новый научный системный подход к изучению человекоцентристского характера гражданского общества. Углубленно понимания человека как субъекта и объекта гражданского общества, которое приобрело ряд специфических признаков в процессе свого формирования в Украине в период становления независимости. Доказано, что па основе общественно-политической позиции человека как члена негосударственных организаций, его партийной и общественной деятельности меняются его моральные приоритеты, а также ее социальная активность как носителя гражданских характеристик. Особенно отмечено то, что государство и гражданское общество обречены на функциональное взаимодействие и взаимозависимость, потому что при отсутствии или невыразительности любого из этих элементов система современного социума обречена на бытийственную стагнацию и
управленческую неубедительность.
Гражданское общество рассматривается как сложное социокультурное образование, основанное на системе частных, общественных, социально- экономических, национальных, политических отношений и институтов, независимых от государства, основанного на демократических ценностях, гуманистических моральных ориентирах и правовых принципах.
Показано, что свобода и ответственность человека является основой для формирования гражданской культуры личности и определяют меру общественного воздействия (участия) общества и государства на этот процесс.
Права и свободы индивида должны неуклонно придерживаться обществом, поскольку это - неуклонная предпосылка общественного прогресса. Этот тезис функционально уравновешивает такое замечание: если
индивидуальные права и свободы не дополнить обязанностями индивида перед обществом, то это будет означать движение в направлении хаоса, анархии, произвола, деструктивного и в целом распада единственного социального механизма. Права и обязанности индивида находятся в неразъемном единстве. Их игнорирование или отрицание со всей неотразимостью приводит к монадизации общественных взаимоотношений, дезинтеграции механизмов социализации и потери индивидом тех преимуществ, которые предоставляет общественная форма жизнедеятельности и ради которых социум, собственно, существует. Проанализированы основные направления проявления гражданской позиции человека в современной Украине: экономическая кооперация, создание «собственного дела», участие в процессах экономического роста общества; научная, аналитическая, просветительская деятельность; создание политических объединений, участие в политических партиях, представительных органах местного самоуправления, контроль за деятельностью властных учреждений и др.
Показаны причины основных проблем общественных организаций в Украине: недостаток соответствующих знаний, умений и профессионализма у работников, а также проблемы с обучением и повышением их квалификации, отсутствие регулярного финансирования; низкая культура отчетности и выполнения договорных обязательств, недостаточная открытость власти и желание сотрудничать; низкая активность и низкий уровень доверия к таким организациям со стороны общества.
Обосновано, что именно духовно-нравственное воспитание гражданина Украины является необходимым элементом становления гражданского общества. Оно является многогранным процессом, который зависит от многочисленных факторов, в том числе и здоровье, окружение, общественного строя. Составляющей своей цели является воспитание сознательного гражданина и патриота с соответствующим комплексом человеческих качеств. Главными принципами такого воспитания является патриотическое самосознание, совершенное знание родного языка, уважение к родителям, ответственность и дисциплинированность, моральная чистота, уважительное отношение к национальной культуре, толерантность и высокая культура межнационального общения.
Аргументирована авторская модель введения в систему образования курса гражданской культуры с целью роста доли политически компетентных и привлеченных к общественной жизни граждан. Обоснованно ведущую роль образовательного процесса в становлении гражданской культуры личности и предложены принципы ее воспитания в образовательных учреждениях.
The author analyzes the theoretical and methodological approaches to the study of the place and role of man in the formation of civil society in general, on which defined the conditions necessary' for its effective development in Ukraine.
Initiated new research systematic approach to the study human-center character of civil society. Profound understanding of man as subject and object of civil society, which has acquired specific features in the formation of civil society in Ukraine in establishing independence. It is shown that on the basis of socio-political position of man as a member of the NGO, its party and civic engagement change its moral priorities, as well as its social media activity as civic characteristics.
The fact that the state and civil society are doomed to a functional interaction and interdependence is especially emphasized, because in the absence or indistinctness of any of these elements, modern society is doomed to existential stagnation and administrative weakness.
Civil society is regarded as a complex socio-cultural formation, based on a system of private, public, social, economic, national, political relations and institutions, independent from the state, based on democratic values, humanistic moral standards and legal principles.
It is shown that the freedom and responsibility of man is the basis for the formation of civic culture of personality, which determines the degree of social influence (participation) society and the state in this process.
Grounded role of the educational process in the formation of civic culture and personality proposed principles of education in educational institutions.