У дослідженні запропоновано теоретично обгрунтовану та експериментально перевірену технологію розвитку читацької діяльності учнів старших класів у
процесі вивчення зарубіжної літератури. Розглянуто можливості розвитку читацької компетенції школярів на докомунікативному, комунікативному і посткомунікативному етапах читання, запропоновано систему методів, прийомів, видів і форм навчальної діяльності, що грунтується на особливостях читацької діяльності як виду естетичної рецепції.
У дисертації обгрунтовано доцільність використання в навчальному процесі вивчення зарубіжної літератури комп’ютерних технологій, інтерактивних видів і форм роботи, пошукової діяльності учнів.
Експериментально доведено, що запропонована концепція істотно підвищує продуктивність літературної освіти учнів, розширює їхній естетичний досвід, сприяє розвитку вмінь самостійного аналізу та інтерпретації прочитаного, корекції власної позиції під час можливої реінтерпретації художнього твору.
диссертации представлена теоретически обоснованная и экспериметально проверенная технология развития читательской деятельности учащихся старших классов в процессе изучения зарубежной литературы.
Под дефиницией «читательская деятельность» рассматривается специфическая форма учебной деятельности когнитивно-коммуникативного характера, содержание которой состоит в сознательно организованном активном, целенаправленном восприятии художественного текста, творческой работе над ним в зависимости от возрастных и познавательных возможностей и потребностей школьников с целью формирования эстетического вкуса и личностных духовно-ценностных ориентаций читателей. Проанализировав место читательской деятельности в структуре школьного курса литературы, пришли к выводу, что эта многоаспектная категория рассматривается как содержание, способ и цель обучения, составляющие которой являются предметом исследования таких наук, как литературоведение, психология, педагогика, социология, методика преподавания литературы.
Приоритетная идея исследования состоит в том, что формирование широкой читательской компетенции в процессе изучения зарубежной литературы рассматривается как важный компонент системы литературного образования учащихся и должно осуществляться, основываясь на позициях личностно ориентированного обучения комплексно и в логической последовательности с учетом всех возможных составляющих развития читательской деятельности личности.
Концептуальная модель развития читательской деятельности учащихся разработана на основе технологического подхода, исходя из тенденций развития знаний, умений и чувств читателя. Исходным теоретическим положением диссертации стало то, что технология развития читательской деятельности старшекласссников представляет собой сложный процесс взаимодействия учителя и учащихся, который осуществляется в определенных психолого-педагогических условиях с использованием на различных этапах развития читательских умений и навыков школьников такой совокупности методов, приемов, видов, форм и средств обучения, которые способствуют формированию широкой читательской культуры личности.
В работе проанализированы объективные и субъективные факторы снижения читательской активности старшеклассников, выявлены тенденции развития читательской компетенции школьников, основанные на особенностях чтения как вида эстетической рецепции. Было исследовано, что развитие читательской деятельности школьников - это педагогический процесс, который должен рассматриваться как целостная система взаимодействия всех ее составных элементов и представляет собой совокупность цели, содержания, принципов, методов, приемов, форм воздействия на читательские интересы учащихся средствами зарубежной литературы.
В работе рассмотрены возможности развития читательских умений и навыков школьников на докоммуникативном, коммуникативном и посткоммуникативном этапах чтения. В ходе экспериментального обучения пришли к выводу, что основная задача докоммуникативного этапа развития читательской деятельности личности, изучив читательские интересы, создать необходимый эмоциональный фон, пробудить аналитическую мысль и воображение учащихся, подготовить их к полноценному и глубокому восприятию художественного произведения. Комплексная реализация на коммуникативном этапе развития читательской деятельности разных видов восприятия литературного текста создает условия для полноценного активного взаимодействия автора, текста произведения и его читателя. Среди основных составляющих посткоммуникативного этапа чтения старшеклассников выделили организацию интерпретации прочитанного, работу над коррекцией читательских умений и навыков учащихся во время реинтерпретации литературного текста.
В диссертации научно обоснованы и разработаны инновационнные технологии обучения. В частности, впервые в теории изучения зарубежной литературы рассмотрена методика использования компьютерных технологий, что обеспечивает жизнеспособность системы в современных условиях и в перспективе. В ходе исследования экспериментально доказано, что предложенная технология существенно повышает эффективность литературного образования учащихся, способствует развитию их эстетического вкуса, умений самостоятельно анализировать и интерпретировать, корректировать собственную позицию во время возможной реинтёрпретации прочитанного.
Материалы диссертации могут стать научной основою для дальнейшего совершенствования процесса изучения зарубежной литературы в школе.
The research proposed theoretically valid and experimentally approved technology of the senior pupils’ reader’s activity development in the process of foreign literature study. It was examined the possibility of the pupils’ reader’s competence development during pre-communicative, communicative and post-communicative stages of reading, and it was proposed the system of methods, ways, aspects and forms of educational activity which is based on peculiarities of reader’s activity as a kind of aesthetic reception.
The dissertation substantiated the advisability of use in the educational process of foreign language study, computer technologies, interactive aspects and forms of work, pupils’ research activities.
It was experimentally proved that the proposed conception essentially increases productivity of pupils’ literature education, enlarges their aesthetic experience, assists them to develop their skills of independent analysis and interpretation of the material they have read, correction of their own position during the possible work of art reinterpretation.