У дисертаційному дослідженні здійснено аналіз стану розробки проблеми підготовки майбутніх учителів хімії до навчання учнів розв’язування розрахункових задач, на основі чого представлено вирішення означеної проблеми через впровадження педагогічної технології підготовки студентів до досліджуваної діяльності.
Визначено поняття «готовність студентів до навчання учнів розв’язування розрахункових задач», критерії та рівні її сформованості.
Теоретично обґрунтовано, розроблено та експериментально перевірено ефективність технології підготовки студентів до навчання учнів розв’язування розрахункових задач.
Створено навчально-методичне забезпечення дисципліни “Методика складання та розв’язування розрахункових задач з хімії”.
В диссертационном исследовании представлено решение актуальной проблемы подготовки будущих учителей химии к обучению учащихся решению расчетных задач путём внедрения в учебный процесс технологии подготовки студентов к исследуемой деятельности.
Проведенный анализ литературных источников позволил раскрыть решение расчетных задач как действенный метод обучения учащихся химии, а готовность будущего учителя химии к обучению школьников решению расчетных задач как необходимую составляющую общепедагогической подготовки. С целью отбора профессионально-педагогических знаний и умений, необходимых студентам для успешного обучения учащихся решению расчетных задач, были определены функции деятельности учителя химии по обучению учащихся решению расчетных задач.
В диссертации исследовано понятие «готовность» на основе чего дано определение готовности будущих учителей к обучению учащихся к решению расчётных задач по химии как целостного, устойчивого, поликомпонентного качества личности, состоящего из фундаментальных, теоретико-практических и методических знаний, специальных и психолого-педагогических умений и навыков, формирование которых происходит в условиях позитивной мотивации к исследованному віщу деятельности.
В соответствии с определением были выделенные такие компоненты готовности: мотивационный, содержательный и процессуальный.
Критериями определения уровней сформированности готовности студентов к обучению учащихся решению расчетных задач стали: отношение студентов к обучению учащихся решению расчетных задач по химии, знание студентов методики обучения химии, умение студентов обучать школьников решению расчетных задач по химии. Готовность студентов к указанной деятельности исследовалась нами с использованием уровневого подхода. Выделено четыре уровня: низкий, средний, достаточный и высокий.
Разработана, теоретически обоснована и экспериментально проверена эффективность педагогической технологии подготовки будущих учителей к обучению учащихся решению расчетных задач по химии. Структура экспериментальной технологии представлена двумя взаимосвязанными компонентами: содержательным (концептуальная
основа, цели подготовки и содержание учебного материала) и процессуальным (организация учебного процесса, методы и формы учебной деятельности, определение деятельности преподавателей и студентов, диагностика учебного процесса).
Было доказано, что использование модульного обучения и рейтингового оценивания учебных достижений в подготовке будущих учителей химии к обучению учащихся решению расчетных задач ведет к существенной активизации обучения, формирует такие черты личности, как самостоятельность, инициативность, активность, творчество и позволяет использовать знания в нестандартных ситуациях.
Во время внедрения экспериментальной технологии было предусмотрено использование такой формы работы студентов, как комментированное решение задач и моделирование фрагмента урока. Подавляющее большинство студентов отметили, что эти виды работы наиболее способствовали пониманию ими логики решения учебных задач.
Анализ результатов формирующего эксперимента свидетельствует о том, что подготовка студентов экспериментальных групп с использованием предложенной технологии подготовки оказалась более результативной в отличие от студентов контрольных групп, подготовка которых осуществлялась традиционно.
Результаты формирующего эксперимента подтверждают эффективность и целесообразность внедрения экспериментальной технологии подготовки будущих учителей химии к обучению учащихся решению расчетных задач в учебный процесс высших педагогических учебных заведений.
С целью успешного внедрения в процесс обучения предложенной технологии разработано учебно-методическое обеспечение, в состав которого входят инструкции к проведению лабораторно-практических занятий, материалы для осуществления рейтингового оценивания результатов подготовки: пакеты контрольных работ, листок рейтингового контроля, электронная ведомость для учета результатов, шкалы оценивания; учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений химических специальностей.
Материалы диссертационного исследования могут быть использованы преподавателями высших педагогических заведений при составлении учебников, учебных программ.
The analysis of the present state of the problem of training future teachers of chemistry to teach pupils to solve calculation tasks is carried out in the thesis. On the basis of this analysis the solving of the mentioned problem is given by applying the pedagogical technique of students’ preparation to the investigated activity. The concept “students’ readiness for teaching pupils to solve calculation tasks”, the criteria of the readiness and the level of its formation are determined.
The effectiveness of the described technology of training students to teach pupils to solve calculation tasks is theoretically proved, worked out and verified with the help of the experiment.
Training aids in the subject ‘The Methods of making up and solving calculation tasks in chemistry” were worked out.