Дисертація присвячена дослідженню фразеосемантичного поля «життя/смерть»: національних фразеологізованих стереотипів, їх кореляцій. У дисертації здійснено комплексне дослідження основних складників (семіотичних опозицій та семантичних парадигм) мовних стереотипів у фразеології та виявлено специфіку кореляцій у внутрішній структурі базових концептів мовно-культурної картини світу.
Розроблено окремі теоретичні положення нового напряму лінгвістичних досліджень - теорії стереотипів, схарактеризовані та зіставлені «концепт» та «стереотип»; з’ясовано статус та ознаки фразеологічних одиниць зі значенням «життя» і «смерть»; уточнене поняття «мовний стереотип», «фразеологізований стереотип». Здійснено комплексний аналіз стереотипів у фразеології на позначення життя і смерті; виявлено генезу й прагматику змістового компонента фразеологізованих стереотипів; схарактеризовано змістові та образні структури стереотипів. У роботі визначено складові язичництва, християнства, а також мотиви цивілізаційних змін у вираженні фразеологізованих стереотипів. Це дозволило визначити, виявити та виокремити корелятивні зв’язки в межах фразеосемантичного поля «життя/смерть».
Диссертация посвящена исследованию украинских национальных фразеологизированных стереотипов и их корреляций во фразеосемантическом поле «жизнь/смерть».
В реферируемой работе проведено комплексное исследование основных составляющих (семиотических оппозиций и семантических парадигм) языковых стереотипов фразеосемантического поля «жизнь/смерть», определена специфика их корреляции в границах указанного, выявлено системные связи во внутренней структуре базовых конструктов культурно-языковой картины мира. Разработаны и уточнены отдельные теоретические положения нового направления лингвистических исследований - теории стереотипов во фразеологии; сформулированы понятия «концепт», «языковой стереотип», «фразеологизированный стереотип»; определены статус и признаки фразеологических единиц, номинирующих понятия «ЖИЗНЬ» И «Смерть». Выявлено, что фразеологизмы являются основой для создания не только фразеологизированных, но и национальных стереотипов. Также уточнены существующие классификации стереотипов, в научной работе фразеологизированные стереотипы классифицированы как стереотипы- ситуации и стереотипы-образы.
Проведен комплексный анализ стереотипов, составляющих фразеосемантическое поле «жизнь/смерть». Установлено, что на основе структурных методов, метода деконструкции возможным становится Диссертация посвящена исследованию украинских национальных фразеологизированных стереотипов и их корреляций во фразеосемантическом поле «жизнь/смерть».
В реферируемой работе проведено комплексное исследование основных составляющих (семиотических оппозиций и семантических парадигм) языковых стереотипов фразеосемантического поля «жизнь/смерть», определена специфика их корреляции в границах указанного, выявлено системные связи во внутренней структуре базовых конструктов культурно-языковой картины мира. Разработаны и уточнены отдельные теоретические положения нового направления лингвистических исследований - теории стереотипов во фразеологии; сформулированы понятия «концепт», «языковой стереотип», «фразеологизированный стереотип»; определены статус и признаки фразеологических единиц, номинирующих понятия «ЖИЗНЬ» И «Смерть». Выявлено, что фразеологизмы являются основой для создания не только фразеологизированных, но и национальных стереотипов. Также уточнены существующие классификации стереотипов, в научной работе фразеологизированные стереотипы классифицированы как стереотипы- ситуации и стереотипы-образы.
Проведен комплексный анализ стереотипов, составляющих фразеосемантическое поле «жизнь/смерть». Установлено, что на основе структурных методов, метода деконструкции возможным становится
18
группирование фразеологизированных стереотипов, а также моделирование фразеосемантического поля. Выделено ядро и периферийные области фразеосемантического поля «жизнь/смерть».
В границах фразеосемантического поля «жизнь/смерть» фразеологизированные стереотипы составляют такие тематически- концептуальные классы: социальный, темпоральный, экзистенциальный
(стереотипы, обозначающие жизнь); сакрально-магический, анатомический, причинно-следственный (стереотипы, обозначающие смерть). Определено семантическое ядро - это фразеологизированные стереотипы в границах инвариантных сем «собственно жизнь» и «собственно смерть», связанные с мифологемами Мирового Древа и Жизнь, Смерть, мифологическими существами Доля, Беда, Лихо, Щастье, космогоническими символами, образами дорога, нитка, веревка, животное, растение.
Исследованы особенности номинации фразеологических стереотипов с периферийными инвариантными компонентами во фразеосемантическом поле «жизнь/смерть», а также в структуре национальной языковой культурной картины мира.
Фразеологизированные стереотипы во фразеосемантическом поле «жизнь/смерть» представлены с помощью таких семиотических оппозиций: «свой» - «чужой», «старый» - «молодой», «рождение» - «старость», «счастливый» - «несчастливый», «богатый» - «бедный», «здоровый» - «больной», «воля» - «неволя», «хороишй» - «плохой», «верх» — «низ», «сильный» - «слабый», «форма» - «отсутствие формы», «полный» — «пустой», «свой» - «не свой», «растительный» - «животный», «естественный» - «неестественный».
Специфика стереотипов жизни и смерти заключается в том, что фразеологических единиц, использующих образность и атрибутику смерти, найдено большее количество, нежели таких, которые обозначают социальный, бытовой, темпоральный аспекты жизни человека.
Цикличность мифологизированного языкового сознания украинцев,
проявившая себя в рамках фразеосемантического поля «жизнь/смерть», трансформируется на понятийном уровне в «схему» Мирового Древа по горизонтальной оси: человек - растение (животное) - земной; связь между абстрактно-мифологическими образами и реалиями жизни свидетельствует о существование диффузии, инвариантности во внутренней структуре оппозиции «жизнь» - «смерть», где образы из мира мертвых используются для обозначения качества жизни и жизненной силы человека, предсмертного состояния, когда предметы неживого мира активно действуют в мире живых.
Коррелятивные связи во фразеосемантическом поле «жизнь/смерть»
представлены на понятийном и лексико-семантическом уровнях. Корреляции содержательной составляющей фразеологизированных стереотипов
актуализированы семиотическими оппозициями: «свой» - «чужой»,
«растение» - «животное», «верх» - «низ», «естественный» -
«неестественный», а также стереотипами обрядности инициаций и похорон, мифологемами Жизнь, Бог, Смерть.
Результатом проведенного исследования корреляций во фразеосемантическом поле «жизнь/смерть» стало выявление таковых на всех уровнях фразеосемантического поля, что явилось важным стимулом к сохранению целостности фразеологизированных стереотипов жизни и смерть, в которых господствует сочетание миропорядка по модели Мирового Древа, идеи реинкарнации украинского типа: природа - человек - природа. Представления украинцев о жизни и смерти опоэтизированы, отличаются эстетизмом и глубиной осмысления означенных явлений.
The thesis focuses on the complex research of the basic components of language stereotypes in phraseosemantic field ‘life / death’ like semiotics oppositions that semantic paradigms. In this work correlation specificity in internal structure of basic constructs of the cultural language picture of the world was also investigated.
It was developed the separate theoretical positions of the new direction of linguistic researches such as theories of stereotypes in phraseology. It was given the full characteristics of terms ‘concept’, ‘stereotype’. The status and features of phraseological units with the m eaning ‘life’ and ‘death’ which takes the status of phraseological stereotypes demonstrators were determined; In the thesis it was also given the definition of the term ‘language stereotype’.
The features of stereotype nomination to define the concepts of‘life’ and ‘death’ were investigated within the limits of the national cultural language picture of the world. It was characterized the meaningful, informal and presentative stereotype structures.
The features of paganism, Christianity, and modernity motives were revealed to express stereotypes. As a result of this scientific research of phraseological units it was determined correlative connections in limits phraseosemantic fields ‘life / death’; and it was discovered where it was possible, the genesis of image system like component the internal form of the phraseological material organization.