В дисертації проведено комплексне соціально-філософське дослідження процесу інтеграції іноземних студентів в інтернаціональне освітнє середовище. Інтеграцію розглянуто як процес і як результат в їх діалектичній єдності, як здійснювану суперечність послідовного проходження процесів соціальної адаптації, інклюзії та інтеграції як кінцевого результату.
Конкретизовано понятійний блок «інтеграція в інтернаціональне освітнє середовище», який розглядається як діалектична єдність процесу та результату взаємодії особистості студента із освітнім середовищем, у результаті якого, з одного боку, відбувається особистісне поставання студента, а з іншого боку - трансформація самого освітнього середовища відповідно до досвіду суб'єктів освіти. Розглянуто критерії успішності протікання інтеграції в контексті здійснення соціалізації як індивідуалізації суспільного та усуспільнення індивідуального - поставання особистості.
В дисертації досліджуються умови набуття вітчизняним освітнім середовищем рис інтернаціонального, а саме інтернаціональне освітнє середовище розглядається як результат взаємодії суб’єктів освіти, в тому числі іноземних студентів, що виступає головним чинником трансформації досвіду та ідентичності суб’єктів освіти. Обгрунтовується те. що соціальна творчість виступає як необхідна підстава адекватного функціонування такого середовища.
Окрема увага приділена аналізу результатів проведеного соціологічного дослідження, що визначає соціально-психологічні, мотиваційні та аксіологічні виміри соціальної інтеграції в сучасних умовах. З’ясовано філософські імперативи здійснення оптимального управління в царині інтеграції іноземних студентів в умовах сучасної вищої школи України.
В диссертации осуществлено комплексное социально-философское исследование процесса интеграции иностранных студентов в интернациональную образовательную среду. Обоснована объективная необходимость использования философии образования как общей методологии исследования феномена интеграции личности в образовательную среду. Интеграция рассмотрена как процесс и как результат в их диалектическом единстве, как осуществляемое противоречие последовательного прохождения процессов социальной адаптации, инклюзии и интеграции как конечного результата. Также проанализированы такие личностно направленные характеристики процесса интеграции, как ценностная взаимонаправленность индивида и среды, возникновение субъект-субъектных отношений, двусторонняя инициация социального развития личности и социального прогресса, приобретение и применение новых форм активности и социальных норм, а следовательно - раскрытие индивидуальности личности.
Конкретизирован понятийный блок «интеграция в интернациональную образовательную среду», который рассматривается как диалектическое единство процесса и результата взаимодействия личности студента с образовательной средой, в результате которого, с одной стороны, происходит личностное становление студента, а с другой стороны - трансформация самой образовательной среды в соответствии с опытом субъектов образования. Рассмотрены критерии успешности протекания интеграции в контексте осуществления социализации как индивидуализации общественного и обобществления индивидуального - становления личности, которые позволяют продемонстрировать единство морально-этических, духовных и практических измерений интеграционного процесса.
В диссертации исследуются условия приобретения отечественной образовательной средой черт интернациональной, а именно интернациональная образовательная среда рассматривается как результат взаимодействия субъектов образования, в том числе иностранных студентов, и выступает главным фактором трансформации опыта и идентичности субъектов образования. Обосновывается то, что социальное творчество выступает как необходимое основание адекватного функционирования такой среды.
Отдельное внимание уделено анализу результатов проведенного социологического исследования, который позволяет определить социально- психологические, мотивационные и аксиологические измерения социальной интеграции в современных условиях. Выяснены философские императивы осуществления оптимального управления в области интеграции иностранных студентов в условиях современной высшей школы Украины. Формирование атмосферы толерантности и гуманизма рассмотрено как необходимое условие функционирования образовательной среды, в которой интернационалыюсть, плюралистичность и культурное разнообразие являются не только
фактическими характеристиками, но и целями реализации и организации образовательной среды данного типа.
The dissertation presents a complex social and philosophical study of the process of foreign student’s integration into an international educational environment. Integration is considered as a process and result in their dialectical unity, as a rendered contradiction of social adaptation process consistent flow, inclusion and integration as a final result.
The conceptual block "integration into an international educational environment" is concretized. It is described as a dialectical unity of the process and result of interaction between student’s individuality and educational environment, which is effected, on the one hand, in student’s personal formation, on the other hand - in the transformation of educational environment itself in accordance with education entities experience. The review of integration flow success criteria in the context of socialization as individualization of social and socialization of individual - personality formation is presented.
The dissertation investigates the conditions of international features receipt by national educational environment, at the same time international educational environment is regarded as a result of the interaction between education entities, including foreign students, which is the main factor in the transformation of experience and identity of educational entities. It is justified that social creative work stands as a necessary foundation for adequate functioning of such environment.
Special attention is paid to the analysis of the performed social research results, which determines the socio-psychological, motivational and axiological dimensions of social integration within modem conditions. Philosophical imperatives of optimal management implementation in the field of foreign student’s integration in the conditions of modem higher education in Ukraine were explained.