У роботі визначені особливості технології конструювання педагогічних тестів. Основою для створення тестів з курсу загальної методики навчання математики є методичні задачі, які трактуються як сукупність цілей діяльності та умов, при яких вони досягаються. З цих позицій описано поняття „методична задача”, наведена класифікація таких задач, визначено поняття „тестова методична задача” і розроблено систему таких задач, які задовольняють наступні вимоги: валідність, диференційованість, достатність, класифікованість за певною ознакою, рефлексивність тощо, а також сформульовано принципи відбору задач з цієї системи до тесту.
Вивчено етапи роботи по конструюванню тестів. З'ясовано, які види тестів та тестових задач можна використовувати під час вивчення курсу загальної методики навчання математики; обгрунтовано вибір критеріально - орієнтованих тестів із завданнями відкритого типу задля цього. Розроблено технологію створення таких тестів. Запропоновано також методику використання методичних задач та тестів у навчальному процесі та процедуру аналізу отриманих результатів тестування окремих студентів та груп. Виявлено особливості роботи над цими задачами та їх оцінювання. Досліджено можливість полегшення розрахунків таких параметрів тесту, як надійність, валідність, дискримінативність за допомогою розроблених таблиць у редакторі Microsoft Excel. Вивчено також можливість використання спеціальної програми для генерації тестів бажаної кількості варіантів. Встановлено, що запропонована технологія контролю знань, умінь та навичок студентів фізико-математичних факультетів педагогічних вузів з курсу загальної методики навчання математики за допомогою тестів, при умові розробки технології їх проектування та використання у навчальному процесі, підвищується ефективність, об'єктивність контролю, сприяє удосконаленню методичної підготовки майбутніх вчителів.
Реформирование образования в нашей стране в условиях построения информационного поля требует внедрения новых образовательных технологий. В Украине принят отраслевой стандарт высшего образования, отражающий требования к профессиональной подготовке специалистов, содержащий перечни типов деятельности, типовых заданий деятельности и умений, которыми должен владеть выпускник педагогического вуза. Подготовка учителей теперь должна осуществляться в соответствии с этим стандартом. Кроме того, переход школ на новые учебные планы и программы, новые формы и методы учебной работы в свою очередь требуют совершенствования, углубления подготовки учителя. Поэтому исследования теоретико-методологических проблем содержания и определения уровня профессиональной подготовки учителей сегодня актуальны.
Анализ последних достижений свидетельствует о том, что в последнее время в нашей стране проводятся исследования вопроса внедрения информационно-коммуникационных технологий в обучение. Использование тестов занимает все более прочную позицию в учебном процессе. В связи с этим развиваются представления о назначении, возможностях использования тестов в педагогике, их структуре, форме представления заданий, их подготовке, выверке созданных тестов, технологии проведения тестирования.
В работе впервые обоснована необходимость и возможность использования тестов для проверки знаний, умений и навыков студентов физико-математических факультетов педагогических вузов по курсу общей методики преподавания математики. Главное, что выделяет эту форму контроля от других, это возможность его осуществления в соответствии с требованиями к профессиональной подготовке специалиста соответствующего образовательно-квалификационного уровня определенной специальности, перечисленных в государственном стандарте высшего образования. Основой для создания тестов по выбранному нами курсу являются методические задачи, которые мы определяли как задачи, детерминирующиеся перечисленными в стандарте видами деятельности. В связи с этим, были выделены учебные, воспитательные, развивающие, организационные и контролирующие методические задачи, все они были сгруппированы по трем уровням сложности (уровень знакомства и отображения знаний; уровень умений и навыков; уровень творчества).
Серию задач, составленную по определенным правилам и удовлетворяющую определенным требованиям (валидность, надежность, дискриминативность и т.д.), мы назвали в нашем исследовании тестом - измерителем уровня усвоения знаний. Исследование было направлено на разработку методических принципов отбора тестовых заданий для итогового теста по курсу общей методики обучения математики и создание методики их использования в учебном процессе. В результате анализа известных форм тестовых заданий и видов теста мы пришли к выводу о том, что более всего целям исследования соответствуют задачи с открытой формой ответа и критериально-ориентированные тесты. Была досконально изучена зарубежная и отечественная технология контроля знаний с помощью тестов, на основе которой разработана методика контроля знаний студентов но курсу общей методики математики. Отобранные для теста методические задачи должны соответствовать ряду разработанных нами требований - принципам выбора методических задач: тип заданий и уровень сложности должен наиболее соответствовать целям, содержанию и условиям тестирования; содержание задач должно давать возможность проверять уровень профессиональной подготовленности студентов лучше, чем какими-либо другими средствами; задания должны давать возможность формализовать конечный результат, стандартизовать процедуру оценивания и интерпретации результатов тестирования. Для стандартизации отдельных заданий и теста в целом в процессе исследования были отобраны методики расчета надежности (коэффициент б; надежность при расщеплении теста пополам, надежность по Хойту и расчет методом Кыо- дера-Рнчардсона); валидности (очевидная, содержательная, конкурентная); дискриминативности (по формуле Фергюсона). В результате были созданы тесты (десять вариантов) для проведения контроля знаний студентов по указанному курсу. Задачи трех уровней сложности, включенные в тест, выбирались по 9 темам курса общей методики обучения математики из созданного в процессе исследования сборника методических задач.
В работе приведена разработанная методика использовании методических задач и тестов в учебном процессе и процедура анализа полученных результатов тестирования, возможность представления их как в пятибалльной, так и двенадцатибальной системах. Выявлены особенности работы над тестовыми методическими задачами и их оцениваиия.
Расчет многочисленных параметров теста, сопровождающий процесс их разработки, может быть осуществлен с помощью компьютерных программ. Была исследована возможность генерации тестов с помощью специально составленной для этого программы «TestMaker» и расчет характеристик теста с помощью таблиц, построенных в редакторе Microsoft Excel.
Проведенное экспериментальное исследование подтвердило эффективность предложенной технологии создания тестов по курсу общей методики преподавания математики, иx использования в учебном процессе для усовершенствования методической подготовки будущих учителей.
In work features of technology of designing of tests at the rate of the general technique of teaching of mathematics are determined. A basis for their creation methodical problems which we treated as set of the purposes and requirements at which they are reached are. From these positions the concept "a methodical problem" also was described, classification of these problems is executed, the concept "a test methodical problem" is determined and the system of such problems which meet the following requirements is developed: validity, reliability', differentiability, sufficiency, classificability to the certain attribute, reflexivity including, and also principles of selection of problems from the given system in the test are formulated.
Stages of work on creation of tests are investigated. Kinds of tests and test problems which can be used at studying a rate of the general technique of mathematics are established; the choice for these purposes of criteria-guided tests with open tasks is proved. The technology of creation of such tests is developed, the technique of use of methodical problems and tests in educational process and procedure of the analysis of the received results of testing of separate students and groups is offered. Features of work on these problems and them evaluation are revealed. Opportunities of simplification of calculations of such parameters of the test, as reliability, validity, discriminativity with the help of the special tables developed by us in editor Microsoft Excel are investigated. The opportunity' of application of the special program for generation of tests of required quantity of variants is investigated also.
The offered technology of the control of knowledge, skills of students of physical and mathematical faculties of pedagogical high schools at the rate of the general technique of teaching of mathematics with the help of tests under condition of use of the technology of designing developed by us and uses of tests in educational process will raise efficiency, objectivity of the control, will promote improvement of methodical preparation of the future teachers.