В дисертаційному дослідженні подаються результати формування інформаційної культури студентів аграрних закладів освіти І-ІІ рівнів акредитації, програма з інформатики та комп’ютерної техніки для викладачів, завдання для професійно-орієнтовних дисциплін з використанням нових інформаційних технологій.
Встановлено взаємозв’язок між фундаментальними, фаховими дисциплінами та інформатикою і комп’ютерною технікою у процесі формування інформаційної культури студентів.
В роботі з’ясовано ставлення викладачів і студентів до використання комп’ютерної техніки як джерела інформації та технічного засобу навчання.
Реалізація запропонованої програми з інформатики та комп’ютерної техніки для викладачів є ефективною умовою формування інформаційної культури студентів-аграріїв.
Анализ проблемы свидетельствует о том, что современная система подготовки специалистов-аграриев не полностью отвечает требованиям рыночной экономики. Специалисты аграрного производства слабо подготовлены к внедрению инновационных процессов и технологий.
Анализируя причины недостаточной подготовленности выпускников аграрных учебных заведений к решению проблем, которые существуют в аграрном секторе в переходный период и в условиях создания рыночных отношений на селе, обосновывается необходимость формирования инновационного потенциала будущего специалиста-агрария, важной составной частью которого является информационная культура. Информационная культура рассматривается как умение решать будущими специалистами профессиональные задачи с привлечением современных информационных технологий и эффективно использовать базы данных, информационные системы управления, глобальные компьютерные сети, новейшие информационные технологии при решении производственных задач. Инновационные технологии выступают инструментами сбора, анализа и сохранения профессиональной информации. Равноправными факторами влияния на процесс формирования инновационного потенциала студентов выступают уровень компьютерной и информационной грамотности, степень овладения ими профессиональными знаниями и умениями.
В процессе опытно-экспериментальной работы сравнивалась сформиро- ванпость информационной культуры у студентов разных специальностей и разных учебных заведений, определялись условия и средства ее успешного формирования. Была установлена закономерность между умением пользоваться персональным компьютером и объемом времени, выделенным на изучение информатики, и оснащенностью компьютерных классов; владением студентами знаниями нормативно-правовых основ сельскохозяйственного производства, путей и задач его реформирования в период перехода к рыночной экономике и компьютерной грамотностью преподавателей, реализацией межпредметных связей информатики с гуманитарными, специальными и фундаментальными дисциплинами, наличием глобальных компьютерных сетей; уровнем информационной культуры студентов и непрерывностью изучения ПК на всех курсах обучения, использованием новых информационных технологий в процессе изучения специальных и фундаментальных дисциплин.
2 0
В диссертационном исследовании рассмотрено формирование информационной культуры, которое приобретает большое значение для восприятия студентами инновационных технологий обучения. Установлено, что система инновационного обучения должна строиться на взаимодействии преподавателя и студента не как простых исполнителей преподавания и усвоения учебных программ, а как равноправных субъектов образовательного процесса. Уровень информационной культуры преподавателей специальных и профессиональноориентированных дисциплин является главным фактором влияния на результаты формирования информационной культуры студентов.
На основе использования результатов исследования разработана система формирования информационной культуры студентов аграрных учебных заведений I-II уровней аккредитации, которая позволит совершенствовать процесс профессиональной подготовки студентов аграрных учебных заведений.
The dissertation is devoted to the ways of students’ information culture forming of agrarian educational establishments of I-II accreditation level in the process of computer science learning and computer technologies using during specialized tasks doing at fundamental and professional — oriented subjects lessons in the individual scientific - research work.
The information culture of future specialists is considered as a precondition of their readiness to innovative professional activity in the condition of market economy, to modernization of productive technologies. The interconnections between the level of new information technologies inculcation in the study process and the degree of students’ and teachers’ information culture are established, the technology of intersubject connections of computer science and computer techniques with fundamental and special subjects is grounded, the effectiveness of which has been confirmed by qualitative and quantitative indices of research and experimental work at agrarian colleges and technical schools.