Дослідження спрямоване на вирішення проблеми розвитку самостійності учнів на уроках трудового навчання. На основі проведеного аналізу визначені причини її незадовільного стану в педагогічній практиці на сучасному етапі. Обґрунтовані умови підвищення ефективності названого процесу, запропоновані методичні прийоми. Визначені та втілені у шкільну практику засоби створення ситуацій вільного вибору в умовах уроку з метою розвитку самостійності школярів. Результати дослідження, що підтверджені експериментально, визначають ефективність запропонованої методики, дозволяють удосконалити викладення трудового навчання, спрямувати його на розвиток самостійності учнів.
Защищается диссертация, которая содержит анализ возможностей развития самостоятельности учащихся на уроках трудового обучения. Учитывая современные психолого-педагогические разработки, самостоятельность в исследовании рассматривается как качество личности. Для решения поставленной проблемы был использован структурный подход, в соответствии с которым выделены следующие компоненты: мотивационный, ориентационный, содержательно-процессуальный,
эмоционально-волевой, регулирующий. Для каждого структурного компонента разработаны критерии.
На основании комплексного изучения состояния проблемы развития самостоятельности учащихся на уроках трудового обучения определено, что она полностью не решена и остаётся, учитывая требования, поставленные обществом на современном этапе перед школой, одной из наиболее актуальных. Её решение тесно взаимосвязано с выполнением задач трудового обучения. Используя трёхуровневую систему оценки самостоятельности, а также разработанные в процессе исследования обобщающие характеристики школьников с разным уровнем исследуемого качества личности, установлено, что большое количество учащихся имеют низкий уровень самостоятельности. Приведенный в диссертации анализ полученных результатов свидетельствует о низких уровнях в первую очередь ориентационного и регулирующего структурных компонентов.
Исследование показало, что обеспечение высокой мотивации учебной деятельности, индивидуализация процесса обучения путём более полного использования развивающих возможностей содержания учебного предмета, планирования различных форм организации учебной деятельности школьников на уроках, системы методов, а также приёмом и средств, которые включают учащихся в ситуации свободного выбора в различных видах деятельности, являются главными дидактическими условиями развития самостоятельности подростков в процессе трудового обучения. В диссертации обосновывается целесообразность ступенчатого распределения объектов практической работы. С целью расширения развивающих возможностей содержания трудового обучения сделаны выводы о необходимости выделения направляющих идей, отражающих социально-экономические условия современности. С этой целью проанализированы возможности ознакомления школьников на уроках обслуживающего труда с азбукой домашней экономики, элементами предпринимательства. В работе определены средства включения учащихся в ситуации свободного выбора, с целью развития самостоятельности: логические, комбинаторные, творческие задачи; карточки-задания разного уровня сложности; творческие проекты; неполная технологическая документация; творческие индивидуальные задания. Выделены основные условия использования названых средств, а также требования к определению индивидуальных творческих заданий. Выполненная исследовательская работа показала, что использование указанных средств позволяет учителю систематизировать работу по созданию ситуаций свободного выбора в процессе урока.
Результаты исследования, подтверждённые экспериментально, определяют эффективность предлагаемой методики и могут быть использованы с целью усовершенствования преподавания трудового обучения.
The researches are geared for solution of problem of development of pupil's self-determination on labour training lessons. Causes of bad problem's solution are determined under analysis of problem's condition in pedagogical practice. Conditions of improving of this process are grounded, methodical devices are proposed. Creative facilities of free choice situations are determined and externalised. Research results are confirmed and determine effect of this methods, and help to refine the labour training, gear it for pupil's self-determination.