У дисертації обґрунтовано засади сучасного виховного процесу, що розгортається в навчально-пізнавальній діяльності молодшого школяра; розкрито психологічні резерви виховання особистості молодшого школяра в навчальному' процесі на основі аналізу інноваційних підходів до його організації, зокрема інтеграції; проаналізовано види виховуючої діяльності та їх роль у реалізації виховної мети; виявлено виховний особисгісно-розвивальний потенціал інтегрованого підходу до навчання; розкрито сутність інтеграції як наукового пізнання крізь призму психолого-педагогічних положень; виявлено закономірності виховання в умовах інтегрованого підходу до навчання; розроблена і експериментально апробована автором модель виховання особистості молодшого школяра в умовах інтегрованого підходу до навчання, в основу якої покладено механізм суб’єкт-суб’єктних взаємин. Модель передбачає діагностику сформованості особистісних якостей молодшого школяра, на основі результатів якої визначається виховна спрямованість дидактичного процесу, розробляються засоби прямого і опосередкованого впливу, здійснюється аналіз результатів реалізації виховної функції навчання. Обгрунтовано психологічний та методичний аспект інтегрованих уроків у контексті реалізації завдань виховання особистості молодшого школяра.
Диссертация посвящена проблеме воспитания младших школьников в процессе интегрированного подхода к обучению.
Проанализированы научно-теоретические подходы изучения проблемы воспитания в процессе обучения в отечественной и зарубежной психологопедагогической литературе. Проведенный анализ выявил основные концептуальные положения изучения психологических особенностей воспитания младших школьников в условиях интегрированного подхода к обучению.
Воспитание в процессе обучения - одна из важных проблем психологопедагогической науки. Задача современной школы - организация учебной деятельности в многообразии её личностного потенциала Совершенствование учебной деятельности предполагает разнообразное содержание ее организации, причем это разнообразие возможно не только в рамках одного из учебных предметов, а формируется на основе интеграции содержания различных учебных дисциплин.
В обучении младших школьников значительную ценность представляют те предметные связи, которые позволяют успешно формировать учебную деятельность, поскольку, как известно, в данном возрасте учебная деятельность является ведущей, то есть внутри и посредством этой деятельности возникают и развиваются психологические новообразования и качества личности.
Интегрированный подход создает благоприятные условия для формирования содержательных, операционных и мотивационных компонентов учебной деятельности в целостности. Таким образом, у школьников формируются не фрагментарные представления о разнообразных сторонах действительности, обусловленные изучением отдельных учебных предметов, а целостная картина мира, имеющая существенное влияние на результаты воспитанности учеников.
В работе теоретически обосновываются и экспериментально внедряются принципы исследования воспитания младших школьников в условиях
интегрированного подхода к обучению: принцип диагностического измерения воспитанности, что обеспечивает соблюдение последовательности между учебно- воспитательным процессом дошкольного воспитания и начальной школы, знания индивидуальных особенностей ребенка; принцип личностной направленности на ребенка как субъекта учебно-воспитательного процесса, основными позициями которого есть признание, принятие и понимание учителем личности школьника; принцип соответствия интегрированного учебного материала возрастным и психологическим особенностям младших школьников, что обеспечивает образование единого информационного поля, восприятия Вселенной; принцип творческого подхода при конструировании технологии интегрированного обучения: подбор заданий, направленных на развитие сенсорной и интеллектуальной сфер личности школьника; принцип активизации нравственно-волевых усилий, направленных на активизацию интереса к деятельности; принцип трансформации нравственного мотива у нравственные качества личности младшего школьника. Особенностью интегрированной учебно-познавательной деятельности является взаимосвязь многогранных её видов. Разработанные методы и приемы реализации личностно-развивающих заданий в контексте интегрированного содержания учебно- воспитательного процесса способствуют осознанию необходимости совместной деятельности, обеспечению конструктивных взаимоотношений учителя и учащихся, где ученик является активным субъектом деятельности и самодеятельности. Процесс реализации в интегрированной учебно-познавательной деятельности модели воспитания личности младшего школьника основывается на положениях личностно ориентированного подхода к обучению и воспитанию.
В работе излагаются результаты экспериментального исследования психолого- педагогических особенностей и закономерностей воспитания младших школьников в условиях интегрированного подхода к обучению.
На основе результатов экспериментального исследования проблемы и личного педагогического опыта работы с младшими школьниками разработаны психолого-методические рекомендации для учителей начальных классов, практических психологов, способствующие оптимизации процесса воспитания в условиях интегрированного подхода к обучению.
Conceptual basis of contemporary' upbringing, socio-cultural determinant of which is the junior pupil’s educational-cognitive activity is grounded in the thesis. Theoretical and methodological grounds of psychological reserves of junior pupil’s individual upbringing in the process of education are highlighted from the point of view of innovative approaches to its organization analysis which is of vital importance for a child’s individual comfortable activity in the school life. Different kinds of educational activity and their significance in educational objective realization are analyzed. The body of the thesis goes on the educational individual evolutional potential of integrated approach to the training, integration essence as a scientific cognition in the light of prism of psychological and educational principles, integration means of educational process contents. The junior pupil’s individual upbringing model in the conditions of integrated approach to training, the subject - subjective teacher - pupils’ relations are the core of this model, elaborated and scientifically proved by the author.