ISSN: 2310-8290
Показати скорочений опис матеріалу
dc.contributor.author | Ільїна, Наталія Володимирівна | |
dc.date.accessioned | 2020-10-28T06:35:16Z | |
dc.date.available | 2020-10-28T06:35:16Z | |
dc.date.issued | 2011 | |
dc.identifier.citation | Ільїна, Наталія Володимирівна. Формування образного мовлення у дітей старшого дошкільного віку із загальним недорозвиненням мовлення : автореферат дис. ... канд. пед. наук : 13.00.03 - корекційна педагогіка / Ільїна Наталія Володимирівна ; [наук. керівник Марченко Інна Сергіївна] ; Нац пед. ун-т ім. М. П. Драгоманова. - Київ, 2011. - 20 с. | ua |
dc.identifier.uri | http://enpuir.npu.edu.ua/handle/123456789/31530 | |
dc.description.abstract | Дисертаційне дослідження присвячено проблемі формування образного мовлення в дітей старшого дошкільного віку із загальним недорозвиненням мовлення. В дослідженні визначено особливості стану сформованості лексичної сторони мовлення (антонімічних, синонімічних явищ, явищ полісемії та інших засобів образності: тропів, емоційно-оцінної лексики, фразеологізмів, образних порівнянь) у старших дошкільників із загальним недорозвиненням мовлення. Представлено теоретичне обґрунтування методики формувального етапу експерименту, розкриті організаційні форми, принципи і зміст методики. Сформульовано необхідні педагогічні умови досягнення позитивних результатів корекційно-формувального навчання. Визначено напрямки та розділи методики формування образного мовлення в дітей старшого дошкільного віку із ЗНМ, а також узагальнено одержані результати проведеної експериментальної роботи, статистично підтверджено ефективність запропонованої методики. Результати дослідження довели педагогічну доцільність та ефективність запропонованих методики, яка дозволяє формувати в дітей цілісну систему мовних та мовленнєвих умінь та навичок. | ua |
dc.description.abstract | Диссертация посвящена проблеме формирования образной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Цель исследования заключалась в научном обосновании, разработке и експериментальной проверке педагогических условий и эффективности методики коррекционной (логопедической) роботы, направленной на формирование образной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (ОНР). В исследовании уточнены понятия «образная речь» и «лексические средства образности». Последние включают в себя синонимы, антонимы, многозначные слова, тропы, эмоционально-оценочную лексику, фразеологизмы, образные сравнения. Раскрыто процесс трансформации концептуального значения слова в коннотативное, выяснено механизмы, которые лежат в основе понимания и употребления образных средств речи (метафоризации, инференции, генерализации, смысловых замен, языкового контроля). Разработано методику исследования состояния сформированное™ образной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. Анализ данных констатирующего этапа эксперимента показал, что дошкольники с ОНР третьего уровня находятся на более низкой ступени развития образной речи, чем сверстники с нормально развитой речью. У детей с ОНР определены некоторые особенности их речевого развития: выраженные отклонения в формировании прежде всего семантического звена лингвистического компонента речевой деятельности. Определены и научно обоснованы педагогические условия формирования образной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР: обогащение мотивации использования средств образности в собственной речи; разработка системы речевых упражнений, которые будут внедряться в учебный процесс на логопедических занятиях и занятиях воспитателя по заданию логопеда; создание развивающей среды (включение образных средств языка в игровую, бытовую, трудовую и другие виды деятельности; активное использование средств образности в речи педагогов; создание определенного речевого режима в деятельности педагогов). Разработано методику формирования образной речи, которая представлена системой упражнений и заданий, подобранных в пределах наиболее распространенных лексических тем в старшей группе для детей с ОНР. Данная методика предусматривала такие направления: коррекция развития антонимических явлений, коррекция развития синонимических явлений, формирование явлений полисемии, формирование умения понимать и использовать такие средства образности как тропы, эмоционально-оценочная лексика, фразеологизмы, образные сравнения. Направления реализовывались последовательно-параллельно с выделением таких разделов коррекционно-формирующей работы: 1) формирование разных уровней лексических обобщений: а) категориального значения слова, контекстуально обусловленного значения слова, куммуляции вариативных значений одного и того же слова; б) коннотативного значения слова; 2) усвоение разных лексико-семантических явлений синонимии, антонимии, полисемии; 3) усвоение таких средств образности как тропы, эмоционально-оценочная лексика, фразеологизмы, образные сравнения. Качественный анализ выполнения заданий контрольного этапа исследования свидетельствует о том, что дети показали способность: сравнивать предметы, действия и признаки предметов, дифференцировать прямое и переносное значения слов, понимать и объяснять значения образных языковых средств, определять скрытый смысл образных выражений, составлять словосочетания, предложения, небольшие тексты с использованием средств вторичной номинации. Появилась положительная динамика не только в развитии образной речи, но и речи и мышления в целом. Результаты исследования доказали педагогическую целесообразность и эффективность предложенной методики, которая позволяет формировать у детей целостную систему языковых и речевых учений. | ua |
dc.description.abstract | The thesis devoted to the problem of figurative speech formation of elder preschool children with general underdeveloped speech. Levels and peculiarities of the formation of lexical side of speech (phenomena of antonymy, synonymy, polysemy and other figurative means: emotional-evaluative vocabulary, phraseologisms, tropes, similes) of elder preschool children with general underdeveloped speech are defined in the research work. Theoretical grounds of methods of experiment forming state are presented and organizing forms, principles and contents of methods are exposed. Necessary pedagogical conditions for the achievement of positive results of corrective-forming education are formulated here. Directions and sections of method of figurative speech of elder preschool children with general underdeveloped speech are defined; the results of experimental work are generalized and the effectiveness of the proposed methods is statistically approved. The results of the research proved pedagogic expediency and effectiveness of suggested system of tasks, which allow to form children’s integral system of language and speech skills and acquired habits. | ua |
dc.language.iso | uk | ua |
dc.publisher | Нац пед. ун-т ім. М. П. Драгоманова | ua |
dc.subject | образне мовлення | ua |
dc.subject | лексичні засоби образності | ua |
dc.subject | конотативне значення слова | ua |
dc.subject | діти старшого дошкільного віку | ua |
dc.subject | загальне недорозвинення мовлення | ua |
dc.subject | образная речь | ua |
dc.subject | лексические средства образности | ua |
dc.subject | коннотативное значение слова | ua |
dc.subject | дети старшого дошкольного возраста | ua |
dc.subject | общее недоразвитие речи | ua |
dc.subject | figurative speech | ua |
dc.subject | lexical means of figurativeness | ua |
dc.subject | connotative mean of word | ua |
dc.subject | children of elder preschool age | ua |
dc.subject | general underdeveloped speech | ua |
dc.subject.classification | 376-056.264:81(043.3) | ua |
dc.title | Формування образного мовлення у дітей старшого дошкільного віку із загальним недорозвиненням мовлення | ua |
dc.title.alternative | Figurative speech formation of elder preschool children with general underdeveloped speech | ua |
dc.type | Other | ua |