ISSN: 2310-8290
Показати скорочений опис матеріалу
dc.contributor.author | Камінська, Оксана Валеріївна | |
dc.date.accessioned | 2020-10-27T06:16:32Z | |
dc.date.available | 2020-10-27T06:16:32Z | |
dc.date.issued | 2009 | |
dc.identifier.citation | Камінська, Оксана Валеріївна. Раціональне та ірраціональне в управлінні навчальним закладом : автореферат дис. ... канд. філос. наук : 09.00.10 - філософія освіти / Камінська Оксана Валеріївна ; [наук. керівник Бех Володимир Павлович] ; Нац пед. ун-т ім. М. П. Драгоманова. - Київ, 2009. - 20 с. | ua |
dc.identifier.uri | http://enpuir.npu.edu.ua/handle/123456789/31481 | |
dc.description.abstract | Дисертація присвячена дослідженню механізму взаємодії раціонального і ірраціонального в управлінні навчальним закладом. Когнітивними засобами відтворюється раціональне і ірраціональне як процеси, що породжують специфічні продукти: з одного боку, систему педагогічних цінностей, в якій сконцентровані смисли, що стали артефактами; з іншого, - інноваційні смисли, що утворюють динамічні локалізовані енергосилові поля; разом вони утворюють егрегори, що наповнюють простір навчального закладу і визначають характер взаємовідносин між учасниками освітянського процесу або його атмосферу. Їх взаємозв’язок забезпечується смислами, що несе у собі управлінська інформація під час прийняття рішень. Механізм їх взаємодії відтворює саморегуляцію у контурі соціального організму навчальної форми. У відповідності до ціннісно-смислового субстрату, що циркулює по комунікативних каналах, у персоналу навчального закладу формується ціннісно-смислова мотивація, що детермінує появу культурологічної, смислової та інтегративної форм менеджменту освіти. | ua |
dc.description.abstract | Диссертация посвящается изучению механизма взаимодействия рационального и иррационального в управлении учебным заведением. Когнитивными средствами проанализированы рациональное и иррациональное как процессы, что порождают специфические продукты: с одной стороны, систему педагогических ценностей, в которой сконцентрированы смыслы, которые стали артефактами и получили проверку практикой; с другой, — инновационные смыслы, которые образуют динамичные локализованные о поля; вместе они образуют эгрегоры, которые наполняют пространство учебного заведения и определяют характер взаимоотношений между участниками учебно-воспитательного процесса. Отдельно анализируется процесс принятия управленческих решений, поскольку именно он является медиатором-посредником, полем взаимодействия ценностной и смысловой регуляции. Онтологической основой взаимодействия выступает смысл, который циркулирует по их каналам. Наконец, анализируется их взаимодействие как борьба противоположностей, что на практике проявляется как противостояние педагогических традиций и новаторства. Генетический анализ рационального и иррационального в управлении учебным заведением показал, что: рациональное порождает и оперирует ценностным материалом, который принадлежит к внутренней среде учебного заведения, а иррациональное сориентировано на внешнюю среду, из которой оно «вытягивает» смыслы и придает им педагогическое значение. Морфологический анализ раскрыл механизм взаимодействия рационального и иррационального ингредиентов в структуре социального организма учебной формы. Он также вскрыл системный эффект, к которому способен социальный организм, - порождение специального органа — гомеостата и свойства саморегуляции целого. Доказано, что рациональная составляющая порождает педагогическую систему, которая включает: знания, составляющие содержание образования, персонал педагогического заведения, педагогические технологии и тип организации учебно-воспитательного процесса. На ее основе в горизонте организационных отношений формируется и реализуется ценностная детерминация поведения человека. Инструментами ее жизнедеятельности являются обычаи, ритуалы и педагогические традиции, что вызывает потребность в культурологической форме менеджмента образования. Иррациональная составляющая на основе имманентной связи с подсознанием и сверхсознанием, в свою очередь, формирует энергосмысловое поле, в котором накапливается инновационный смысловой материал. Смысловая детерминация содержит смысловую сферу личности (личностный смысл, смысловую установку, мотив, смысловую диспозицию, смысловой конструкт, личностные ценности). Взаимодействуя между собой, эти явления образуют морфологическое целое — тело социального организма учебного заведения, в котором посредником уже выступает процесс принятия управленческих решений. Функциональный анализ показал роли, которые играют эти явления в управлении учебным заведением. Их специфические функции проанализированы в структуре личности руководителя, методах управления и организационной культуре учебного заведения. Так возникает ценностносмысловая детерминация поведения персонала педагогического заведения. Определено, что носителями ценностной составляющей является педагогический коллектив, а смысловой - каждая конкретная личность. Управление учебным заведением усложняется и приобретает культурологическую, смысловую и интегративную формы и переходит в режим саморегуляции. На каждое ценностное побуждение, которое заложено в педагогической традиции или ритуале, такая система способна породить смысловое противодействие и наоборот, каждую новацию педагогический коллектив способен погасить ценностями прошлого этапа развития учебного заведения. Анализируя проблему взаимодействия рационального и иррационального в управлении учебным заведением, автор приходит к выводу о том, что мы сталкиваемся с принципиально новой областью исследования отрасли образования, которое пугает своими глубинами и топкостями явлений. Здесь действительно есть безграничное поле для исследований философам, психологам, управленцам, социологам, культурологам, наконец, педагогам, которые своими наработками могут существенно обогатить наши знания о менеджменте образования. | ua |
dc.description.abstract | Dissertation is devoted to the research of mechanism of cooperation of the rational and irrational in the educational establishment management. Cognitive facilities reproduce rational and irrational as processes which generate specific products: from one side, the system of pedagogical values in which senses are concentrated and they became artifacts; from another side, innovative senses, which form dynamic located energetic-powerful fields; together they form yegregor which fill the space of the educational establishment and determine character of mutual relations between the participants of educational process or its atmosphere. Their correlation is provided by senses, that carries in itself administrative information during making a decision. The mechanism of their cooperation reproduces self-regulation in the contour of social organism of educational form. According with valued-senseful basis, which circulates through the communicative channels, the staff of the pedagogical establishment gets valued-senseful motivation which determines emergence of cultural, senseful and integrated forms of education management. | ua |
dc.language.iso | uk | ua |
dc.publisher | НПУ імені М. П. Драгоманова | ua |
dc.subject | навчальний заклад | ua |
dc.subject | управління | ua |
dc.subject | раціональне | ua |
dc.subject | ірраціональне | ua |
dc.subject | смисл | ua |
dc.subject | медіатор | ua |
dc.subject | ціннісно-смислова мотивація | ua |
dc.subject | культурологічна | ua |
dc.subject | смислова | ua |
dc.subject | інтегративна форма менеджменту освіти | ua |
dc.subject | учебное заведение | ua |
dc.subject | управление | ua |
dc.subject | рациональное | ua |
dc.subject | иррациональное | ua |
dc.subject | смысл | ua |
dc.subject | медиатор | ua |
dc.subject | ценностно-смысловая мотивация | ua |
dc.subject | культурологическая | ua |
dc.subject | смысловая | ua |
dc.subject | интегративная форма менеджмента образования | ua |
dc.subject | educational establishment | ua |
dc.subject | management | ua |
dc.subject | rational | ua |
dc.subject | irrational | ua |
dc.subject | mediator | ua |
dc.subject | valued-senseful motivation | ua |
dc.subject | cultural | ua |
dc.subject | senseful | ua |
dc.subject | integrated form of education management | ua |
dc.subject.classification | 378.11 | ua |
dc.title | Раціональне та ірраціональне в управлінні навчальним закладом | ua |
dc.title.alternative | Рациональное и иррациональное в управлении учебным заведением | ua |
dc.title.alternative | Rational and irrational in the management of the educational establishment | ua |
dc.type | Other | ua |