У дисертаційному дослідженні розглянуто проблему формування культури виконання популярної вокальної музики в учнів старшого шкільного віку у процесі позакласної роботи, визначено її сутність, специфіку, зміст. Визначено структурні компоненти культури виконання популярної вокальної музики у старшокласників (мотиваційний, когнітивний, оцінювальний, інтерпретаційний та сценічний). Вперше сформульовано та обгрунтовано критерії, показники, рівні культури виконання старшокласниками музики популярних жанрів. Розроблено та впроваджено в навчально-виховний процес поетапну методику формування культури виконання популярної вокальної музики, яка є певного системою, що передбачає визначення мети, завдань, комплексу взаємодоповнюючих методів, прийомів і форм залучення учнів до навчання і розвитку в умовах позакласної роботи.
Диссертационное исследование посвящено актуальной проблеме — формированию культуры исполнения популярной вокальной музыки учащихся старшего школьного возраста в учебно-воспитательном процессе общеобразовательной школы. В научной работе осуществлен теоретический анализ терминологического поля, связанного с уточнением понятия “популярная вокальная музыка”. В проведенном исследовании также проанализированы научно-методические подходы в различных аспектах, касающиеся вопросов привлечения школьников к музицированию в сфере популярных жанров. Введено в научный обиход понятие “культура исполнения популярной вокальной музыки”, рассматриваемое как динамическое образование, которое предусматривает способность личности к адекватной оценке эстетических достоинств художественных образов данного вида искусства, к их выразительному музыкальному и сценическому воплощению. Для культуры исполнения популярной вокальной музыки характерным является глубинное раскрытие содержания произведения вместе с выбором адекватных этому содержанию способов вокально-технической выразительности и чувства меры в сценическом их воплощении. В структуре культуры исполнения популярной вокальной музыки выделено пять компонентов: мотивационный, предусматривающий стойкое эмоционально-положительное отношение к лучшим образцам популярной вокальной музыки и заинтересованность в вокально-исполнительском самосовершенствовании; когнитивный, включающий наличие элементарных теоретических знаний основных стилевых направлений популярного вокального искусства; оценочный, выражающий способность к адекватной оценке художественных качеств популярных вокальных произведений и к определению эстетической ценности их исполнения; интерпретационный, предусматривающий способность выявить самостоятельно-творческий подход к интерпретации популярной вокальной музыки; сценический, выражающий способность к выразительному воплощению вокальных произведений в условиях их публичного исполнения. Разработаны критерии и показатели сформированности культуры исполнения популярной вокальной музики учащихся старшего школьного возраста. Результаты констатирующего эксперимента позволили выявить круг нерешенных проблем, связанных с необходимостью реализации инновационных подходов к целенаправленной, методически организованной работе со старшеклассниками эстетического восприятия, освоения и исполнения популярной вокальной музыки. Теоретически обоснованы педагогические условия формирования культуры исполнения популярной вокальной музики старшеклассников в учебно-воспитательном процессе общеобразовательной школы. Экспериментальная работа по формированию культуры исполнения популярной вокальной музыки у старшеклассников осуществлялась соответственно разработанной методике, которая включала различные методы, способы, прийомы и формы педагогического воздействия: изложение и обсуждение материала, различные виды упражнений, творческие задания, прослушивания, разные формы репетиций, просмотр видеофрагментов занятий, музыкальных номеров, концертных выступлений и их анализ. Сравнительная характеристика полученных экспериментальных данных на основе количественных и качественных показателей экспериментальной и контрольной групп позволила зафиксировать положительную динамику уровней сформированности культуры исполнения популярной вокальной музыки учащихся старших классов, что свидетельствует об эффективности разработанной и апробированной в исследовании методики формирования культуры исполнения 'популярной вокальной музыки у старшеклассников в процессе внеклассной работы.
In the dissertation the problems of forming of musical vocal cultural performing of among senior pupils in a process of out of school hours is considered and its contents, technique and specificity is determined. Structural components of popular musical vocal cultural performing among senior pupils (motive, cognitive, rating, interpretative, scenic) are examinee. For the first time criteria, indices, cultural levels of performing of popular genres by pupils are formulated and substantiated. The gradual methods of forming of popular musical vocal cultural performing are developed and inculcated. The represent the certain system that include determination of purpose, tasks, complex of mutually complementary methods, forms of pupils cooperation of studies and development in conditions of out of school hours.