У дисертації розглянуто роль та значення допрофесійної художньої освіти як ланки у системі безперервної освіти в Україні. Узагальнення наукових досліджень дало можливість визначити сутність поняття „допрофесійна художня освіта” та уточнити сутність поняття „композиція”. Визначено критерії (мотиваційний, когнітивний, діяльнісно-творчий) та показники навчальних досягнень старшокласників з композиції у допрофесійній художній освіті. Науково обірунтовано зміст навчальної програми з дисципліни „Композиція” та розроблено навчально-методичний комплекс, який складається з навчальної програми; посібника; комплектів дидактичних та діагностичних (тестових) завдань і вправ; методичних рекомендацій. Методику навчання композиції розроблено з урахуванням психологічних особливостей старшокласників у період художнього професійного самовизначення. Специфіка методики полягає у домінуванні завдань, які поєднують дидактичні, діагностичні та контрольно-оцінювальні функції, та спрямовані на практичну художньо-творчу самореалізацію. Відповідно до особливостей допрофесійної художньої освіти методика навчання композиції складається із взаємопов’язаних етапів: мотиваційно-змістового; діагностично-тренувального; діяльнісно-творчого; контрольно-оцінювального. Логічно зумовлена етапність методики, застосування та взаємодія пріоритетних та інших методів упродовж кожного етапу інтенсифікують процес навчання композиції старшокласників, що забезпечує реалізацію завдань допрофесійної художньої освіти.
В диссертации рассмотрена роль и значение непрофессионального художественного образования как звена в системе непрерывного образования в Украине. Обобщение научных исследований позволило дать определение понятия "допрофессиональное художественное образование" и уточнить сущность понятия "композиция". Эффективность внедрения разработанной методики обучения композиции старшеклассников повышается при таких педагогических условиях: 1) признание ученика субъектом педагогического взаимодействия и учет его индивидуальных способностей, что обеспечит положительную динамику художественного развития и формирования композиционных умений; 2) направление содержания и методов обучения композиции в допрофессиональном художественном образовании на формирование творческой личности ученика, развитие умений находить оригинальные пути решения проблемных композиционных задач, 3) активизация профессиональной направленности обучения композиции в допрофессиональном образовании. Определены критерии (мотивационный, когнитивный, деятельно-творческий) и показатели уровней учебных достижений старшеклассников по композиции. Методика обучения композиции разработана с учетом психологического развития старшеклассников в период профессионального самоопределения. Научно обосновано и структурировано содержание учебной программы по дисциплине "Композиция" для старшеклассников, которая учитывает специфику допрофессионального художественного образования. Специфика разработанной методики обучения композиции старшеклассников заключается в доминировании заданий, которые объединяют дидактические, диагностические и контрольно-оценочные функции, и направленны на профессиональную ориентацию и практическую художественно-творческую самореализацию учащихся. В соответствии с особенностями допрофессионального художественною образования методика обучения композиции состоит из взаимосвязанных этапов:мотивационно-смыслового; диагностическо-тренировочного; деятельно-творческого; контрольно-оценочного. Логично обусловленная этапность методики, применение и взаимодействие приоритетных и дополнительных методов на протяжении каждого этапа интенсифицируют процесс обучения композиции старшеклассников, что обеспечивает реализацию задач допрофессионального художественного образования. Подготовлен учебно-методический комплекс к дисциплине «Композиция», который состоит из учебной программы; пособия; комплектов дидактических заданий и упражнений; диагностических тестовых заданий и упражнений; методических рекомендаций по выполнению домашних и контрольных работ, а также по оцениванию учебных достижений по композиции. Разработанная методика обучения композиции старшеклассников экспериментально внедрена и доказала свою эффективность. Анализ полученных данных позволяет сделать вывод о наличии четко выраженной тенденции к повышению уровня знаний по композиции старшеклассников экспериментальной группы по всем разработанными критериями. Высокий уровень учебных достижений по композиции за мотивационным критерием показали 47,00 % респондентов экспериментальной группы и 34,50 % контрольной; за когнитивным критерием эти значения соответственно составили 40,09 % и 28,48 %; за деятельнотворческим 15,44 % и 9, 08 %. Результаты исследования выявили позитивную динамику изменений после проведения формирующего эксперимента: ученики экспериментальной группы в среднем повысили уровень учебных достижений по композиции на 16,51 %, а контрольной - на 9,37 %, что свидетельствует об эффективности разработанной методики обучения композиции старшеклассников в допрофессиональном художественном образовании. Старшеклассники экспериментальной группы проявили значительную заинтересованность художественно-творческой деятельностью, приобрели глубокие знания по композиции, научились выявлять особенности композиционного построения художественных произведений и создавать собственные оригинальные композиции, что содействовало их самовыражению и профессиональному самоопределению. Это подтверждает эффективность разработанной методики обучения старшеклассников композиции в допрофессиональном художественном образовании.
The thesis examined the role and importance of pre-professional art education as a link in the system of continuous education in Ukraine. Generalization of research allowed to define the essence of the concept of "pre-professional art education and to clarify the essence of the concept of composition ".There defined criteria (motivational, cognitive, and creative and active) and indicators of educational progress of high school students in the composition in pre-professional education. Scientifically proved content of the curriculum for the discipline "Composition" and developed methodical complex consisting of the curriculum; textbook; teaching kits and diagnostic (test) tasks and exercises; guidelines. Methods of teaching composition is developed to meet the psychological features of high school students in the period of artistic professional self-determination. Specifics of the method consists in the domination of the tasks that combine didactic, diagnostic, test and evaluation functions, and are aimed at practical artistic and creative self-realization. According to the features of pre-professional art education methods of teaching composition consist of interrelated stages: motivational and meaningful; diagnostic and training, active and creative, control and evaluative. Logically organised phasing technique, application and interaction of priority and other methods for each stage intensify the process of learning composition by high school students, ensures the implementation of the tasks of pre-professional art education.