Дисертаційне дослідження присвячене розв’язанню питань підготовки майбутніх учителів англійської мови в контексті порівняльного аналізу. Розкрито сутність професійної підготовки майбутніх учителів англійської мови. Здійснено наукове обгрунтування поняття системності в галузі навчання іноземної мови, визначені її структура і компоненти. Висвітлено історико-педагогічний генезис методики навчання іноземної мови. Проведено порівняльний аналіз систем стандартизації вищої іншомовної педагогічної освіти та навчальних планів педагогічних університетів з підготовки фахівців освітньо-кваліфікаційного рівня бакалавр за напрямом "Філологія” (англійська мова та література) України і Польщі. Розроблено рекомендації щодо вдосконалення умов підготовки майбутніх учителів англійської мови у вищих педагогічних навчальних закладах.
Диссертационное исследование посвящено решению вопросов подготовки будущих учителей английского языка в контексте сравнительного анализа. На основе проведенного исследования установлено, что профессиональная подготовка будущих учителей английского языка образовательно-квалификационного уровня бакалавр в университетах Украины и Польши осуществляется за направлением "Филология (английский язык и литература)” и предусматривает теоретическую и практическую подготовку, необходимую для осуществления педагогической деятельности. Методологической основой подготовки профессионально ориентированной личности будущего учителя является системный подход. В процессе научно-педагогического поиска нами обосновано основные составные системы обучения иностранному языку: организационные (нормативноправовые, организационные, управленческие), методические (цели, содержание, формы, методы, средства), процессуальные (обучение, воспитание, развитие), институциональные (учебные учреждения). Все компоненты, реализуя основную функцию системы в целом, выступают по отношению друг к другу как система низшего порядка. На основании проведенного сравнительного анализа содержания образования, в частности образовательных стандартов и учебных планов Национального педагогического университета имени М. П. Драгоманова, Винницкого государственного педагогического университета имени М. Коцюбинского, Уманского государственного педагогического университета имени П. Тычины и Педагогического университета имени Комиссии Народного Образования (Польша, Краков) были определены общие и отличительные черты профессиональной подготовки будущих учителей английского языка. Установлено, что общими чертами украинских и польского высших учебных учреждений есть среднегодовая нагрузка; распределение учебных дисциплины на группы; формы проведения занятий; учебный план высших учебных учреждений разработан таким образом, что его содержание определяет особенности формирования будущей профессиональной деятельности педагога; умения и навыки специализации совершенствуются в ходе предусмотренных учебным планом аудиторных и самостоятельных занятий, дипломного проектирования, педагогической практики, связанных с уровнем предыдущей подготовки. Отличительными чертами в подготовке будущих учителей английского языка являются сроки обучения; специфический набор учебных дисциплин, разный объем нагрузки на их изучение; период изучения английского языка; количество кредитов на изучение второго иностранного языка. В процессе сравнения учебных планов исследуемых университетов осуществлен их корреляционный анализ, который свидетельствует о достаточно существенном подобии учебных планов отечественных и польских университетов. Осуществленный сравнительный анализ деятельности высших учебных учреждений Украины и Польши показал, что эффективное осуществление профессиональной подготовки будущих учителей английского языка возможно при соответствующих условиях. В ходе исследования установлено, что условия профессиональной подготовки - это совокупность взаимосвязанных внешних и внутренних факторов учебно-воспитательного процесса, от реализации которых зависит достижение поставленных дидактичных целей. Определено, что при подготовке учителей английского языка в высших педагогических учебных учреждениях условия профессиональной подготовки целесообразно разделить на две группы: организационные и педагогические. Среди организационных условий, которые влияют па процесс подготовки будущих учителей английского языка, автором выделено усовершенствование нормативно-правовой базы. управленческой и информационной деятельности. К педагогическим условиям, способствующим усовершенствованию подготовки будущих учителей английского языка отнесены модернизация содержания, форм, методов, средств обучения. Автором разработаны и представлены рекомендации относительно эффективных условий подготовки будущих учителей английского языка, что позволит улучшить качество высшего педагогического образования.
The thesis is dedicated to solving the problems of training of future teachers of the English language in the context of comparative analysis. The essence of professional training of future English teachers was explained. The scientific substantiation of the concept of the foreign language system was carried out. its structure and components were determined. Historical-pedagogical genesis of methods of foreign language teaching was elucidated. The comparative analysis of the systems of standardization of higher foreign pedagogical education and curricula of pedagogical universities of specialists of bachelor’s degree of speciality “Philology” (the English language and literature) of Ukraine and Poland was conducted. The recommendations for the effective terms of training of future English teachers in higher pedagogical educational establishments were developed, that will allow to improve quality of higher pedagogical education.