У дисертації проаналізовано концептуальні основи педагогічної аксіології як базису ціннісної освіти сучасного вчителя з позицій розгляду духовних пріоритетів у структурі особистісних орієнтацій. Визначені ціннісні орієнтації сучасного педагога з виділенням рівнів функціонування аксіологічноі площини як орієнтиру для виявлення динаміки розвитку ціннісних основ особистості. Також розглянуто функції та низку принципів педагогічної аксіології та розроблено концептуальні основи педагогічної аксіології як науки про цінності освіти, аналізуються проблеми сучасної професійно-педагогічної освіти, доведено що, аксіосфера сучасного вчителя - це унікальна духовна освіта, що включає ціннісні орієнтації, які забезпечують самозбереження людини в просторі і в часі. В роботі показані тенденції розвитку ціннісних орієнтацій майбутнього вчителя в процесі підготовки його до професійної діяльності, а при відповідній організації роботи в умовах вивчення педагогічних дисциплін - підвищення духовної складової професійної культури. Наголошено, що новітня модель української педагогічної освіти повинна базуватись на українських національних традиціях, надбаннях вітчизняної педагогіки та критично осмисленому досвіді зарубіжжя.
В диссертации проанализированы концептуальные основы педагогической аксиологии как базиса ценностного образования современного учителя с позиций рассмотрения духовных приоритетов в структуре личностных ориентаций. Определены ценностные ориентации современного педагога с выделением уровней функционирования аксиологического пространства как ориентира для выявления динамики развития ценностных основ личности. Также рассмотрено функции, ряд принципов педагогической аксиологии и разработаны концептуальные основы педагогической аксиологии как науки о ценностях образования, анализируются проблемы современного профессионально-педагогического образования, доказано, что аксиосфера современного учителя - это уникальное духовное образование, которое включает ценностные ориентации, что обеспечивает самосбережение человека в пространстве и во времени. На основе изучения широкого пласта научной литературы, обобщения опыта педагогической деятельности учителей в независимой Украине, в диссертации обосновывается теоретическая модель личности современного учителя, особенности и главные механизмы и направления ее формирования и развития в контексте модернизации педагогического образования. Определено соотношение идеала личности учителя и его реального воплощения в современной педагогической практике. Проанализированы противоречия идеала и практики (реальности), определены главные направления и механизмы их решения. Основными направлениями формирования личностных характеристик современного учителя являются: углубление и расширение научного мировоззрения учителя; повышение общей культуры учителя - политической, моральной, эстетической; постоянное обновление научных знаний, рациональной составляющей личности учителя; кристаллизация волевых качеств; повышение педагогического мастерства; углубление органической связи учителя с жизнью, социальной практикой; утверждение активной жизненной позиции. Доказывается, что создание и развитие качественной национальной системы образования и формирование высококвалифицированных педагогов, владеющих искусством преподавания и обладающих высоким уровнем педагогического мастерства, зависит не только от внутренних факторов функционирования и развития образования, но и от взаимодействия и поддержки соответствующих государственных, социальных, политических институтов, интеллекгуальных ресурсов и т.д. В работе показаны тенденции развития ценностных ориентаций будущего учителя в процессе подготовки его к профессиональной деятельности, а при соответствующей организации работы в условиях изучения педагогических дисциплин -- повышения духовной составляющей профессиональной культуры. Отмечено, что новая модель украинского педагогического образования должна основываться на украинских национальных традициях, приобретениях отечественной педагогики и критически осмысленном опыте зарубежья. Подчеркнуто, что базой для новой модели украинского педагогического образования должны стать украинские национальные культурно-исторические традиции, теоретические достижения национальной педагогики, педагогический опыт предыдущих поколений. В то же время, необходимостью выступает подключение к процессу обучения и воспитания инновационных достижений современной науки, культуры, социальной практики и критически осмысленный прогрессивный опыт образовательных систем зарубежных стран. В диссертации обосновывается, что процесс трансформации украинского общества и образовательной системы, как одного из базисов высокоразвитого государства, крайне актуализирует проблемы формирования педагогического мастерства в системе профессиональной подготовки учителя, от качества решения которой зависит будущее украинской нации.
The results of the investigation are being defended, during which the conceptual foundations of pedagogical axiology were analyzed as a basis of an evaluative education of a modern teacher from the point of view of the spiritual priorities in the structure of personal orientations. The evaluative orientations are defined with the distinction of the levels of the functioning of an axiological space as a landmark for detection of a development’s dynamics of the valuable personal basis. Also the functions and the set of principles of pedagogical axiology were studied and the conceptual basis of pedagogical axiology as a science about the values of education was developed. The problems of the modern professional pedagogical education is being analyzed, and it is proved that the modern teacher’s axiosphere- is the unique spiritual education which includes valuable orientations which provide the self-preservation of human in space and time. The paper demonstrates the trends for developing the evaluative orientations of a future teacher in the process of his preparing to the professional activities, and with the corresponding work organization in the conditions of learning pedagogical discipline - is an increase of his inner component of a professional culture. It is marked, that the new model of Ukrainian pedagogical education has to be based on the Ukrainian national traditions, the acquisition of a native pedagogics and critically reflected foreign experience.